А ты записался в добровольцы?
Иноземное слово "волонтер" пришло в страны в СНГ вместе с людьми, говорящими по-английски и жаждущими помочь советом и делом. Позже выяснилось, что "волонтера" можно легко поменять на привычное для бывших советских граждан слово "доброволец". Знакомое с детства по учебникам благодаря плакату времен гражданской войны оно не требовало объяснений.
История становления волонтерства как движения началась сто пятьдесят лет назад, именно тогда Яном Пиктетом была основана первая волонтерская организация "Движение Красного Креста". Сегодня в рядах только одного Общества Красного Креста и Красного Полумесяца во всем мире состоит 105 миллионов добровольцев.
Желание помогать людям, делиться своим опытом, учиться самому - основные декларируемые принципы волонтерства. "Лучше бесплатно работать, чем бесплатно бездельничать", - так звучит девиз волонтеров Молодежного центра Алматинского городского комитета ОКП и КК РК. Важной особенностью деятельности добровольцев является и то, что они работают скорее вместе с людьми, а не на людей в течение продолжительного времени и помогают осуществлению их инициатив.
Волонтеры убеждены в том, что глобальное начинается с местного: экономический и социальный прогресс должен развиваться на местах, зарождаясь на уровне простого народа. По их мнению, никто не решит проблему лучше вас самих, так как только вы знаете ее досконально. А добровольцы способны только помочь вам в этом.
Волонтерство - это не только желание помогать людям, но и некий показатель социальной активности населения и уровня развития демократии в стране.
Наиболее распространено добровольческое движение в США. В ситуации, когда "волонтерит вся страна", оказание безвозмездной помощи другим считается полезным и абсолютно нормальным явлением.
Добровольческое прошлое американского гражданина способно положительно повлиять на его карьеру в будущем, а в некоторых случаях позволяет "набить руку" в сфере своей будущей деятельности. У казахстанцев зачастую нет достаточной информации о добровольческом движении в целом. Для многих остается непонятной сама его идея.Может быть, поэтому одним из мотивов оказания помощи, помимо декларируемых принципов волонтерства для казахстанских добровольцев является возможность языковой практики, а иногда и приобретение опыта работы в международных организациях, который в дальнейшем может оказаться полезным для продвижения по службе.
По словам национального добровольца ООН Даны Аскарбековой, сказывается и сложившейся менталитет: наши люди просто не понимают, как можно работать "на энтузиазме".
Волонтер волонтеру рознь
Сколько их у нас вообще - как иностранных, так и отечественных - выяснить в алматинском офисе ООН не удалось по причине отсутствия мониторинга как такового. В Казахстане сегодня работают Британская волонтерская организация, Корпус мира, Общество красного креста, Корейское международное агентство по сотрудничеству, различные НПО и другие организации.По неполным данным известно, что в волонтерском доме фонда Сороса южной столицы - около тысячи добровольцев, а в Молодежном центре Алматинского городского комитета ОКП и КК свою миссию выполняют всего двести двадцать волонтеров. У каждой из этих организаций - свои критерии отбора и сфера деятельности. К примеру, ООН к своим добровольцам помимо всего прочего предъявляет жесткие языковые требования: обязательный английский и желательное знание другого иностранного языка, а также опыт работы по специальности от четырех до восьми лет. Оказание помощи больным, пожилым людям, подросткам - стезя молодежного центра, обучение молодежи - волонтерского дома фонда Сороса.
С 1993 года в нашей стране действует программа "Добровольцы ООН". За восемь лет в Казахстане уже успели поработать около шестидесяти международных волонтеров. В отличие от других, ооновцы приезжают на длительный срок и "обходятся" дешевле принимающей стороне, чем обычное приглашение специалиста эквивалентного уровня. Работая рука об руку с национальными казахстанскими волонтерами ООН, международные добровольцы легче адаптируются в незнакомых условиях и обмениваются опытом в процессе осуществления проектов.
Каждый международный волонтер попадает в страну только после разработки конкретного проекта для его непосредственного внедрения. Сейчас в Казахстане проводят консультации шесть международных волонтеров ООН из Японии, Киргизии, Алжира, Армении и Новой Зеландии. Они работают в области образования, Агентстве по ЧС РК, Комиссии по правам человека при Президенте РК и в других сферах. После их отъезда начатое ими благое дело продолжат национальные казахстанские добровольцы, тем самым повышается эффективность реализации проекта.
Казахстан, по мнению Даны Аскарбековой, находится в более выгодном положении по сравнению с другими странами третьего мира. Нашу республику отличает грамотность населения, доступное обязательное среднее образование и достаточно развитый третий сектор, к которому относятся различные НПО и некоммерческие, а также донорские организации. Именно поэтому для нас актуальнее решение проблем, связанных с развитием малого и среднего бизнеса, тогда как в странах Африки куда более востребована работа по предотвращению распространения СПИДа и массовая вакцинация.
За пределами республики работают всего два казахстанских международных волонтера: Тельжан Жунусбеков и Александр Кравчук, еще около ста анкет наших соотечественников находятся в банке данных добровольцев ООН.
Признание есть. А поддержка?
По мнению специалистов, за прошедший год цели движения добровольцев были достигнуты в республике лишь наполовину: удалось добиться признания важности деятельности волонтеров, но реальной поддержки со стороны правительства они получить так и не смогли. Хотя Президент страны Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях отмечал, что средства на оказание социальной помощи у государства есть. Отсутствие закона о волонтерах также замедляет на развитие добровольческого движения в стране.
"Если мы продолжим движение в демократическом направлении, и люди будут достаточно свободны, чтобы говорить о своих проблемах, а работа третьего сектора активизируется, то тогда волонтерство будет у нас развиваться",- заключает национальный волонтер ООН Дана Аскарбекова.
На всех "дядюшек" не хватит
Миллионная армия добровольцев во всем мире старается хоть как-то решать проблемы человечества и каждой отдельно взятой страны, но им, к сожалению, не под силу объять необъятное. Тем более, что призваны они только помогать, а не делать дело за кого-то.
"Под лежачий камень вода не течет" и "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" - эти два давних выражения, уже набивших оскомину, тем не менее, похоже, прижились накрепко. Волонтеры приходят и уходят, а жить и изменять свое настоящее - нам самим. И не надеяться на чужого доброго дядю.