Вот – новый поворот

До окончания сроков участия в конкурсе по пассажирским перевозкам остались считаные дни, но пока ни один автопарк не подал заявки. Будут ли желающие возить семейчан?

Лучше меньше, да лучше

Ежедневно автобусы Семея перевозят 212 тысяч пассажиров. Каждый из них регулярно сталкивается с проблемами – то автобуса нет на линии, то он приехал, но такой старый, что того и гляди на ходу колесо отвалится. То водитель начинает лихачить, чтобы обогнать конкурента и собрать больше пассажиров, отчего те летали бы по салону, если бы не было давки. Словом, проблем не меньше, чем число пассажиров.

– Сложившаяся в общественном транспорте ситуация никого не устраивает, – заявил аким Семея Ермак САЛИМОВ. – В советское время в городе работал всего один автопарк, который имел 150 автобусов. В те годы работали крупные предприятия, только на одном мясокомбинате число работников достигало 8 тысяч человек. Личных автомобилей было в разы меньше, почти все горожане ездили на общественном транспорте, и он с этой задачей прекрасно справлялся. А сейчас 399 автобусов 7 компаний-перевозчиков не могут наладить работу. В первую очередь это касается соблюдения графика. К примеру, регулярность движения автобусов ТОО “Азия Combi” упала до 33 процентов, в ТОО “Семавтопарк” – до 37 процентов. В вечернее время автобусы и вовсе не ходят, что вызывает справедливые нарекания жителей.

Но с 10 сентября в Семее вводят новые условия для общественного транспорта.

Обязательное наличие новых автобусов, изменение маршрутной сети, строгое соблюдение графика движения, электронное билетирование – это то, что намерены внедрить местные власти.

Объявлен новый конкурс. Через АО “БРК-лизинг” город закупил 170 новых автобусов. Расплачиваться за полученный в кредит транспорт должны сами перевозчики. Градоначальник убежден: перевозки смогут приносить прибыль автопаркам без необходимости увеличивать тариф. Ведь новые автобусы не будут постоянно выходить из строя, как это происходит сейчас, не потребуют регулярных затрат на ремонт и без сбоев смогут работать на линиях.

Поэтому некоторые компании-перевозчики уже самостоятельно приобрели новые автобусы, которые в этом году пополнили городские маршруты.

Кнут и пряник для автобуса

Сегодня у акимата нет возможности наказывать перевозчика за то, что его автобусы сошли с линии в 8 часов вечера, хотя должны работать до 22 часов.

– У нас нет законодательного механизма, чтобы штрафовать нарушителей, – пояснил руководитель “Отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея” Сериккали ЖУМАНОВ. – В этом году на перевозчиков наложен 631 штраф на общую сумму 6 773 350 тенге, но эти меры приняты правоохранительными органами за нарушение правил дорожного движения и положений Кодекса об административных правонарушениях. У нас же таких полномочий нет, так как это не было прописано в договоре от 2013 года, который действует до сих пор.

По новым условиям акимат получит право расторгать договор с перевозчиком, если регулярность движения будет ниже 80 процентов, а это легко определяется с помощью GPS-диспетчеризации, которая была введена еще три года назад.

Автобусы должны находиться на линии с 6 утра до 10 часов вечера. Также акимат будет лишать нарушителей государственных субсидий. Власти Семея вынуждены балансировать между интересами населения и автобусных парков

– Однако прежде необходимо иметь четкое представление о том, сколько перевозчик зарабатывает и на что тратит деньги. До сих пор предприятия не могут показать свои доходы и расходы. Это станет возможным только с введением электронных билетов. В ближайшее время мы начнем пилотный проект на одном из маршрутов. Уже есть переносные и стационарные валидаторы. Апробируем, потом будем вводить эту систему. После чего появятся и обоснованная почва для субсидирования, и возможность вводить дифференцированный тариф. А до тех пор тариф останется неизменным – 80 тенге, – подчеркнул глава Семея.

Помимо этого существенные изменения претерпела маршрутная схема. Часть маршрутов упразднена, вместо них созданы новые.

Чтобы 1 сентября не стало пешим днем

Работать по полной до позднего вечера, выплачивать кредит за новые автобусы, не повышая тариф, – перевозчики не испытывают счастья от новых условий. Конкурс по пассажирским перевозкам должен состояться 29 августа, но до сих пор ни одно предприятие не подало заявки на участие в тендере. При этом перевозчики Семея за последние годы уже не раз устраивали саботаж, просто не выпуская автобусы на маршруты, требуя таким способом то повышения тарифа, то иных преференций. А сейчас на носу 1 сентября, когда пассажиропоток резко возрастает – большую часть пассажиров составляют школьники и студенты многочисленных учебных заведений.

– В качестве альтернативы нами было создано совместное муниципальное предприятие, которое своей работой за последний год уже создало неплохую конкуренцию частным автокомпаниям. 170 новых автобусов у нас уже есть. Конечно, недовольные всегда будут. Первый месяц отработаем по новой схеме. И за это время водители решат, с кем они остаются. Так что мы видим, где тонко, и коллапса не допустим, – заверил Ермак Салимов.

СЕМЕЙ