На четырех с половиной тысячах гектаров земли на казахстанской земле, прилегающей к границе с Китаем, за последние годы вырос мощный логистический узел. Он “развязал” огромные возможности для реализации транспортного потенциала страны. Одной из главных целей, которую ставили еще на первых этапах реализации этого проекта, было привлечение крупных инвесторов с мировыми именами. Изначальная задумка превратить этот участок в мощный сухой порт с многомиллионным товарооборотом выглядела амбициозной идеей. Но спустя время инвесторы мирового уровня начали проявлять большой интерес к “восточным воротам”, которые открывали им путь из Китая на Запад. Сюжет из прошлого – Великий Шелковый путь, с караванами шелка и специй, ожил и преобразился в мощный логистический проект современности с участием многих стран. Теперь это высокоскоростные дороги, современные торговые площади и развернутая инфраструктура.
15 мая текущего года в рамках проходящего Форума международного сотрудничества “Один пояс – один путь” в городе Пекине “Қазақстан темiр жолы” подписала инвестиционное соглашение с корпорацией COSCO Shipping и портом Ляньюнган о совместном развитии свободной экономической зоны “Хоргос – Восточные ворота”. Порт Ляньюнган является крупнейшей морской гаванью Китая в Желтом море, входит в 30 крупнейших портов мира с объемом перевалки более 200 миллионов тонн и 5 миллионов контейнеров в год. Понятно, что объемы потенциального сотрудничества с таким гигантом впечатляют.
Это новая веха современной истории. Китайские инвесторы совместно осуществят покупку 49 процентов доли участия в сухом порту “Khorgos Gateway”.
Привлечение таких авторитетных стратегических партнеров международной логистики придаст дополнительный импульс развитию СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота”. Крупный региональный хаб консолидирует и повысит дистрибуцию грузопотоков между Азией и Европой.
СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота” станет частью архитектуры глобальных логистических сервисов, предоставляемых компанией COSCO Shipping, и обеспечит интеграцию казахстанских транзитных коридоров в международную логистичеcкую сеть.
China Ocean Shipping (Group) Company – это мировой лидер в секторе навалочных грузов, входит в число 10 крупнейших мировых контейнерных операторов и ежегодно перевозит порядка 180 миллионов тонн грузов. В 1993 году компания превратилась в корпорацию с капиталом в 17 миллиардов долларов. Она имеет более 1 100 морских судов с общей емкостью свыше 1,6 миллиона контейнеров, оперирует более 300 международными и внутренними морскими маршрутами, соединяющими 254 морских порта в 79 странах мира.
Подписанное соглашение направлено на дальнейшее развитие сотрудничества между Казахстаном и КНР в транспортно-логистической сфере. Основные принципы, прописанные в казахстанской программе “Нұрлы жол”, совпадают с китайской инициативой “Экономического пояса Шелкового пути”.
В церемонии подписания соглашения участвовали первый заместитель премьер-министра РК Аскар МАМИН, министр по инвестициям и развитию РК Женис КАСЫМБЕК, министр иностранных дел Кайрат АБДРАХМАНОВ, мэр г. Ляньюнгана Сян СЯОЛУН.