Кажется, в то, что революцию действительно делают Twitter и Facebook, поверили и ближневосточные правители, пишет «Экспресс-К». Они блокируют Интернет, закрывают границы перед зарубежными журналистами, но эти меры эффективны, как мертвому припарки. Недовольство режимами накапливалось годами, как газ в пустом помещении, и, наконец, сдетонировало. Лишив революционеров средств связи, уже ничего не исправишь. Ближний Восток ожидают кардинальные перемены.
Плацдармом нынешней ближневосточной революции стал Тунис. Причинами политического кризиса в этой стране явились высокий уровень безработицы, повальное кумовство и взяточничество. При этом большую часть экономики страны в последние несколько лет контролировали два клана: президента и его супруги. Средняя месячная зарплата в Тунисе составляла всего 32 доллара. А вот средний возраст тунисцев около 30 лет. Молодые, энергичные, но при этом бедные и лишенные перспектив люди и стали той силой, противиться которой режим не смог.
Та самая "искра", из которой "возгорелось пламя" революции, была высечена 17 декабря. Тогда зеленщик Мохаммед Буазизи сжег себя в знак протеста против высокого уровня безработицы, после того как ему запретили торговать на улице. Начались волнения, в которых принимала участие в основном молодежь. 24 декабря в Сиди-Бузид, где и произошло самосожжение, разъяренная толпа атаковала штаб-квартиру правящей конституционно-демократической партии, штаб национальной гвардии и вокзал. Уже 3 января протестующих студентов поддержало Всеобщее тунисское объединение труда.
Зона антиправительственных выступлений стала расширяться, и к 12 января их волна докатилась до столицы. Поначалу демонстрация носила мирный характер, но быстро переросла в погромы. Полиция была вынуждена применить оружие.
Рассчитывая вернуть ситуацию в мирное русло, президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али 14 января отправил в отставку правительство и пообещал провести новые выборы. Но этот маневр должного эффекта не возымел, и 15 января президент был вынужден вместе с семьей бежать из страны.
В ходе народных волнений в Тунисе погибли более 80 человек, сотни пострадали. Премьер-министр Мохаммед аль-Ганнуши в интервью газете Financial Times оценил материальный ущерб, нанесенный государству, в 5–8 миллиардов долларов.
К слову, на днях обоснованность претензий народа к Зин аль-Абидину бен Али была лишний раз подтверждена. Тунисские спецслужбы обнаружили в тайниках президентского дворца миллионы долларов и евро, редкие драгоценные камни и золото. Общая стоимость "заначки" до сих пор не подсчитана.
Сценарий египетской революции был схож с тунисским. Причинами народного восстания явились все та же безработица и отсутствие механизмов социальной защиты неимущих слоев населения. И в этом бунте была некая злая ирония. Бывалый вояка Хосни Мубарак пережил шесть попыток покушения на свою жизнь, но проглядел тот момент, когда его собственный народ превратился в оружие, защититься от которого было уже нельзя.
Беспорядки в Каире начались 17 января и опять же с самосожжения – на этот раз счеты с жизнью попытался свести владелец небольшого ресторана. Мужчина был госпитализирован с ожогами. Первые массовые манифестации среди местного среднего класса прошли 25 января, в основном в этих выступлениях участвовала молодежь. 27 января митинги не прекращались, хотя и носили локальный характер. Все изменилось в пятницу 28-го.
Накануне Дня гнева в Египте все три мобильных оператора прекратили свою работу, доступ к ряду веб-ресурсов был заблокирован. И после пятничной молитвы в Каире демонстранты попытались прорваться на площадь Тахрир. Полиция применила спецсредства, но в итоге была рассеяна. В город были введены войска, но поддерживать режим Хосни Мубарака военные не стали, сконцентрировавшись лишь на наведении общего порядка.
Сначала Хосни Мубарак пытался подавить восстание и удержать власть, потом начал кадровые перестановки в правительстве, надеясь договориться с массами. 10 февраля он даже передал часть своих полномочий вице-президенту Омару Сулейману. Но 11 февраля Мубараку все же пришлось уйти.
Египетского президента, как и тунисского, погубило невнимание к своему народу. Каждый десятый в Стране пирамид сидит без работы. По данным 2005 года, 20 процентов населения страны находится за чертой бедности. Государственный долг в прошлом году – 80,5 процента от ВВП. В вину Мубараку революционеры поставили то, что он лишил страну "египетской мечты" – никаких перспектив граждане для себя не видели.
Как и в случае с тунисским президентом, выяснилось, что о своих мечтах египетский лидер при этом не забывал. Пресс-секретарь министерства иностранных дел Швейцарии Штефан фон Беллоу заявил, что в банках альпийской страны сам Мубарак и члены его окружения хранили десятки миллионов долларов.
Вслед за Тунисом и Египтом одно за другим вспыхивают и соседние государства. Охватившие арабские страны волнения продемонстрировали несостоятельность действующих властей в решении острых внутриполитических и социально-экономических проблем.
Происходящие процессы обнажили сходство основных причин, приведших арабские государства к политическим разногласиям. Во-первых, в этих государствах разрослись разветвленные коррумпированные системы. В результате деятельность правительств была неэффективной, а разрыв между бедными и богатыми огромным.
Во-вторых, главы Туниса, Йемена и Египта создали жесткий режим, опиравшийся на силовые структуры и административный аппарат для подавления любого рода недовольства со стороны народа. В-третьих, в этих странах велик уровень безработицы, прежде всего среди образованной молодежи.
Так, уровень безработицы в Сирии составляет 40 процентов, в Йемене – 35, Тунисе – 22 процента, Алжире – 20. В целом же, согласно отчету Международной организации труда, последствия демографического взрыва минувших десятилетий в странах Ближнего Востока подняли уровень безработицы в регионе до 75 процентов.
В условиях безработицы для большинства молодых людей главный бизнес-проект таков – покинуть родину и искать лучшей доли на чужбине. Однако сегодня многие государства ввиду экономического кризиса резко ограничили въезд выходцев из арабских стран.
Свою роль в беспорядках сыграли и жилищные проблемы, которые в условиях быстрого демографического роста стали гораздо острее. К примеру, в Алжире не хватает 1,5 миллиона жилых помещений.
Одним из основных поводов недовольства действиями властей стал рост цен на продовольствие, что привело к резкому падению уровня жизни населения и увеличению численности граждан, проживающих за чертой бедности. В Тунисе, к примеру, в декабре 2010 года взлетели цены на хлеб. Аналогичные причины спровоцировали демонстрации в Иордании и Алжире, где резко подорожали основные виды продовольствия.
Происходящие на Ближнем Востоке события вынудили лидеров арабских стран пересмотреть подход к государственному управлению. Правительство Иордании было вынуждено сформировать специальный продуктовый пакет стоимостью 225 миллионов долларов за счет высоких субсидий с целью обеспечения потребностей населения в основных продуктах питания. Выделено также 283 миллиона долларов на повышение заработной платы государственным служащим и пенсионные выплаты. В Йемене президент Абдалла Салех заявил о готовности провести политические и экономические реформы. В частности, он увеличил зарплату военно-служащим, сократил налоговые пошлины, ввел программы по трудоустройству выпускников университетов. Но "эффект домино" все еще опасен. Он может затронуть как страны Ближнего Востока, так и другие государства мира. Острые проблемы в социально-экономической сфере и неэффективность власти в их решении могут сегодня стоить дорого, как никогда. Отдельные аналитики полагают, что сегодняшний кризис на Ближнем Востоке может оказать на мир не меньший эффект, чем Октябрьская революция 1917 года.
Источник: Павел ВОРОНИН, «Экспресс-К» Астана