Все началось с Ульянова
Только в 1985 году семипалатинские ценители прекрасного смогли увидеть предметы великого искусства. Вначале это был всего лишь научно-художественный отдел краеведческого музея. Его создатель – первый секретарь горкома партии Николай Ульянов, с подачи которого и был открыт этот отдел, пригласил молодого специалиста из Новокузнецка Татьяну Александровну Стромскую. Перед ней Николай Матвеевич (большой поклонник живописи и сам художник, не раз выставлявший свои картины, правда, инкогнито) поставил широкомасштабную задачу: чтобы отдел со временем стал настоящим музеем, где не было бы недостатка в достойных экспонатах.
– Нам выделили небольшое помещение на первом этаже жилого дома, – вспоминает сегодня бессменный директор музея Татьяна Стромская. – У нас ничего, кроме стен, не было.
Первой откликнулась Армения
Себе в помощники Татьяна Александровна пригласила других молодых специалистов – Светлану Киляоглову и Карлыгаш Искакову. Энтузиазма и желания небольшой группе талантливых ученых не занимать. Они собирали картины по всему Советскому Союзу, в частных коллекциях Москвы и Ленинграда… Вскоре в небольшом научно-художественном отделе появились работы европейских и русских художников в старинных позолоченных рамах. Татьяна Стромская разослала письма по всем министерствам культуры союзных республик. Но с воодушевлением откликнулись только художники Армянской ССР. И не просто написали в ответ, а приехали сами и привезли в дар 16 работ известных армянских мастеров.
“Крестный отец” Юлий Невзоров
В то же время Татьяна Александровна познакомилась с известным московским коллекционером – Юлием Невзоровым. Предметы его частного собрания объехали 14 городов. У Юлия Владимировича была очень богатая коллекция, в которую он вложил столько же души и стремления, сколько и его предок Петр Иванович, художник. Он начал коллекционировать картины в 60-х годах XIX столетия. Со временем коллекция перешла в руки его внучатого племянника Юлия, стала шириться и пополняться полотнами известных мастеров.
После двухгодичных переговоров состоялась выставка коллекции Юлия Владимировича в Семипалатинске. Известный коллекционер не раз испытывал на прочность своих новых знакомых: задавал скрупулезные вопросы из области искусства, музейного дела вплоть до условий хранения и правил транспортировки ценных художественных произведений. Семипалатинские специалисты блестяще подтвердили свои знания. Результатом этого и стала выставка.
Московский коллекционер подарил более 500 экспонатов!
Но, как оказалось позднее, выставка была только началом совместного сотрудничества. Что-то тронуло душу и сердце Юлия Владимировича. Он подарил научно-художественному отделу не просто несколько картин, а сразу 273 произведения! Правда, с одним небольшим условием: переданные в дар картины никогда не покинут Семипалатинск. Со временем Юлий Невзоров передал оставшуюся часть коллекции (всего более 500 экспонатов). Таким образом Татьяна Стромская справилась с некогда поставленной перед ней задачей: научно-художественный отдел стал музеем, который по праву назвали – имени семьи Невзоровых.
– Фактически это Юлий Владимирович подарил городу музей, – рассказывает Татьяна Стромская. – Он собирал произведения художников, представляющих пути развития русской художественной культуры конца XVII – начала XX веков. И именно благодаря этому мы смогли создать экспозицию за такой короткий срок. Ведь музейные коллекции собираются даже не десятилетиями, а веками…
В те годы появление новой структуры было не просто сложным – существовал запрет на ее открытие. Однако председатель Совета министров Нурсултан Назарбаев подписал соответствующий документ, и музей в Семипалатинске был открыт!
Здесь Рембрандт и Саврасов, Шишкин и Левитан…
С тех пор минуло почти 20 лет.
10 лет назад музей переехал в дом, принадлежавший когда-то известному купцу Степанову. В просторных и светлых залах разместились полотна великих русских художников конца XVII, первой и второй половины XIX века, начала XX века… Здесь также есть живопись советского периода, изобразительное искусство Казахстана, западно-европейская живопись и графика XVI-XIX веков… Работы Венецианова, Брюллова, Саврасова, Шишкина, Левитана… Кто не знает этих мастеров? Неизвестные и известные авторы голландской и французской, немецкой, английской и итальянской школ… Неподражаемый Рембрандт и его великолепная гравюра “Снятие с креста”… Просто кружится голова от того, что человек имеет возможность посмотреть на произведения, созданные много веков назад, от этого единения сквозь столетия, когда мыслями зрители возвращаются в далекое прошлое и понимают то, что хотел передать художник. Эти картины удивительно красивы, детали так точно прописаны, образы нежны или мужественны, страдания или радость неподдельны…
Чтобы произведения мастеров не теряли свои достоинства, не разрушались с годами и продолжали очаровывать зрителей, в музее работает реставрационная мастерская, где очень бережно и аккуратно поддерживают жизнь полотнам-долгожителям.
“Летающий татарин” – стильный проект
Познакомиться с работами, научиться у великих мастеров могут и юные художники – при музее действует детская студия. Для подрастающих талантов созданы все условия, а их работы регулярно выставляются. В музее постоянно проводятся выставки (десятки в год), создаются новые проекты, проводятся тематические вечера. Знаковыми событиями в жизни музея стали два интересных проекта – “Летающий татарин” и “Веков связующая нить”, автором и куратором которых стала Светлана Киляоглова, заведующая научно-исследовательским отделом музея.
Первый проект получил название в честь старой красивой легенды о часовщике Гали, которого считают последователем Икара: в 80-х годах XIX столетия мастер-самоучка соорудил летающую лодку и перелетел через Иртыш. Эта история вдохновила не только казахстанских художников, но и мастеров из России и США. В рамках проекта проводились интересные мастер-классы, следующей ступенью стали пейнт-сейшен и ленд-арт.
Вот что написали об этом проекте художники. Валерий Тимофеев из Омска: “Выставка необычная. Зал освещается внутренним мягким светом “летящего корабля”. Работы художников стоят на полу, таинственные и разнообразные. Они обращаются к сердцу, к чувству. Они индивидуальны и человечны. В итоге получился такой “многослойный” стильный проект под названием “Летающий татарин”.
Увидеть Иртыш и полюбить!
А вот чем поделился итальянский художник Кармине Барбаро: “До сих пор Семипалатинска не было в списке городов Казахстана, в которых я побывал. И, может быть, из-за долгого отсутствия в Италии окрестности города мне напомнили частичку моей родины: берега реки По в долине Подана. Песчаные берега реки Иртыш предстали перед мной осенним утром, как огромный золотой сад, наводя своей тишиной глубокое чувство спокойствия. Необычный эффект черных стволов деревьев, обрамленных яркими (желтые, оранжевые, красные) кронами побудил меня сделать другие картины; спокойные воды реки навеяли на меня воспоминания юности. Я благодарен дирекции Музея изобразительных искусств за данную мне возможность познать новый уголок этой восхитительной страны”.
Не менее красочной и необычной стала первая выставка “Рукотворная Азия” в рамках второго проекта, который рассчитан на 2 – 3 года.
Неповторимая красота
– Научные исследования последних лет, вновь открытые литературные и исторические памятники, археологические раскопки последних десятилетий дали возможность по-новому взглянуть на далекое прошлое, – рассказывает Светлана Киляоглова. – Кто мы? Откуда? Куда идем? – этими вопросами задаются сегодня многие люди, неравнодушные к собственной истории. И мы решили показать взаимосвязь искусства прошлого и современного, раскрыть проблему преломления и преемственности древних и традиционных культур в современном творчестве.
В коллекции собраны уникальные изделия казахского, каракалпакского, узбекского и туркменского прикладного искусства XIX – начала XX веков. Яркие красочные костюмы, уникальные предметы быта и украшения, которые носили когда-то наши предки – все это жители Семея смогли увидеть, оценить их красоту и неповторимость.
В будущем году Музею изобразительных искусств им. семьи Невзоровых исполнится двадцать лет. И тогда, и сейчас у музея была одна задача: чтобы каждый человек, уходя, уносил в своей душе частичку неповторимого искусства, несущую свет и радость.
Оксана ПРИВЕДЕННАЯ, Семей