Восполнить пустоту... нравственностью

Добрые люди хотят позаботиться о главной проблеме заключенных, из-за которой они и попали за решетку - об их нравственности. У тех, кто оказался в местах не столь отдаленных, как известно, она отсутствует.
Жизнь по понятиям
Общественный фонд "Образование и будущее" разработало проект для заключенных, отбывающих наказание в окрестностях южной столицы, в котором ведущая роль спасения принадлежит книге Рона Хаббарда (основоположника дианетики) - "Дорога к счастью". Многолетнее сотрудничество центра "Дианетика" с заключенными (центр начинал работать с осужденными малолетками) показало, что у тех, кто попадает за решетку, не сформированы жизненные понятия об элементарных вещах. Подростки и люди постарше никогда не задумывались над тем, что такое дружба, любовь, совесть, добро, зло, семья, честь. Не пришлось им в своей жизни пожить во всем этом. Зато они хорошо знают, что такое боль, отчаяние, пустота, бессмыслица, страдания. Даже те, кто претендует на знание счастья, позже признают, что само его понятие было у них страшно искажено, что в результате и сделали их такими, какие они сегодня есть: несчастными, преступившими закон.
По мнению Бибигуль Касимовой, директора фонда, книга поможет людям разобраться в базовых понятиях жизни. А это все равно, что отделить зерна от плевел. К тому же книга написана таким образом, что в ней есть вопросы для самостоятельной работы. Ожидается, что заключенные, прочитав литературу, переосмыслив кое-что в собственной жизни, честно ответят на них. Этого будет достаточно, чтобы говорить о формировании зачатков нравственности у ранее оступившихся людей.
Психологи давно доказали, что жизнь не терпит пустоты. Если человек не дополучил в жизни чего-то хорошего или у него не сформировались "правильные" потребности, он обязательно получит что-то плохое, и сформируются "неправильные" потребности. Поэтому вопрос исправления человека по большому счету заключен не в том, как долго он сидит за решеткой, а в том, какими потребностями он живет все это время, к чему стремится. Исходя из этих постулатов, общественное объединение "Образование и будущее" уверено в позитивном результате проекта. Потребность в нормальной жизни появляется у человека только тогда, когда он хотя бы приблизительно знает, что такое норма, и не с точки зрения отвлеченного закона или уличных понятий, а с точки зрения ценностей собственной жизни, ориентированной на нравственные показатели. Только собственные желания, сформированные в рамках общепринятой нравственности (не морали!) могут стать движущей силой изменения человек изнутри.
Система не против
Сотрудники центра "Образование и будущее" встретились с представителями уголовно-исправительной системы города Алматы и ознакомили их со своим проектом. Последние нашли его вполне уместным в зоне. Как известно, работать со спецконтингентом трудно, к тому же надо иметь определенную подготовку. Проект же предполагает книжную работу с заключенными. Это удобно, не требует особо больших затрат. Единственные затраты, которые все равно должны быть сделаны - это финансирование издания книги. Фонд рассчитывает, что проект будет профинансирован акиматом города Алма-Аты.
Конечно, если говорить о тюрьмах вообще, то книга и самостоятельная работа по ней - капля в море тюремных проблем. Но поскольку в ближайшее время их никто не собирается решать и мечтать о психологах в тюрьмах и об индивидуальном подходе к каждому заключенному можно еще долго, и безнадежно, то проект "Дорога к счастью" может сыграть свою роль в жизни общества.
Книга, написана просто, даже можно сказать примитивно, но о самом главном. На первый взгляд кажется, что она по-детски наивна. Но не надо забывать, что "нравственный кодекс" предлагается не тем, кто имеет семью, работу и хобби, и несет ответственность за все это, а тем, кто ничего этого не имеет и не умеет нести ответственность даже за собственную жизнь.
Правда, сами заключенные глубоко уверены, что их не надо учить жить. На круглом столе Игорь Бондарик, имея общий стаж отсидки 18 лет, так и заявил: "Не учите меня жить. Создайте мне условия для другой жизни. А то, даже если человек решил завязать с воровской жизнью, у него ничего не получается: нет работы, нет прописки". Взрослый человек… а рассуждает - как подросток, и это очевидно: если бы он знал как жить, разве бы оказался за решеткой? Значит все-таки учиться жить надо. А условия… да они конечно тоже нужны. Но безнравственный человек, без духовного стержня внутри не сможет ими воспользоваться во благо. Это доказано жизнью. Значит, нравственное воспитание в зоне должно проходить параллельно с осуществлением мер социальной поддержки заключенных. Однако заниматься социумом призвано государство, и никак не общественные объединения. У них нет таких полномочий. Поэтому предъявлять претензии к общественности, которая пришла и книжками кормит - как-то неразумно. Взрослые люди, со стажем 18-20 лет тюрьмы, должны это понимать! Или на худой конец соображать, что они сами делают свою жизнь такой какая она есть, что у них всегда есть выбор и за этот выбор надо нести ответственность… даже если это тюремное наказание. Иначе в жизни не бывает!
Книга должна помочь людям пересмотреть имеющийся жизненный опыт на соответствие всем тем критериям, которые делают человека счастливым и безопасным для общества.
В настоящее время государственная комиссия, занимающаяся вопросами реабилитации заключенных, рассматривает предложенный проект. Придут в зону книги или нет, пока не известно. Кое-кто поговаривает, что за Роном Хаббардом тянутся всевозможные сектантские дела, но грамотные люди (не больные фанаты и не упертые нигилисты) понимают, что все, что пишут о Хаббарде - всего лишь способ убить конкурента. Среди религиозных течений способ опорочить процветающую церковь - широко распространен. Впрочем, все способы хороши и у ярых материалистов, не верящих ни в бога ни в черта. Им даже все равно кого ругать! Между тем проект для тюрем никак не связан с саентологией Рона Хаббарда, столь гонимой нынче на западе. Но опять же, грамотные люди знают, что саентология, как ветвь идеалистической философии на сегодня активно развивается в России и далеко не благодаря Хаббарду, а благодаря приверженцам гуманистических идей в научных вопросах практической психологии.
По ком звонит колокол?
А между тем в Павлодаре есть общественное объединение "Фатима", которое уже несколько лет работает с заключенными наркоманами по программе "Набат". Они не дают читать книгу "Дорога к счастью", но о жизни говорят много и долго, так как цель "Набата" пробудить в людях небесного человека, того самого, у которого есть силы жить и созидать, а не разрушать. Они учат их, все той же, пресловутой нравственности.
У набатовцев есть своя философия, вдохновителем которой является кандидат педагогических наук, академик энерго - информационных наук - Фохат Акбашев. Согласно его педагогическим идеям, люди, преступившие закон, особенно если это связано с наркотиками, сильно застрессованы. Помочь им должны те, у кого есть здоровая энергия жизни. Эти люди не должны ждать указаний сверху (они будут еще не скоро), им не нужны подсказки (все равно сегодня никто не знает, что делать с заключенными и как их исправить по настоящему), они должны по собственной инициативе идти в тюрьмы и работать с заключенными, создавать клубы поддержки для родителей заключенных, открывать реабилитационные центры, готовить волонтеров из числа бывших заключенных.
Почему заключенные оказываются там, где они оказываются - в тюрьме? Набатовцы считают, что есть несколько причин, которые приводят человека к сильнейшему стрессу и к разладу с самим собой и, как следствие, к конфликту с обществом. Первая - люди не умеют строить образ завтрашнего дня, своей судьбы. Тогда человек живет только маленьким отрезком времени. Отсюда вытекает следующая причина - потеря смысла жизни. Подсознание человека знает, зачем человек родился, знает - зачем он живет. Но в земной жизни никто и никогда не говорит человеку об этом. В итоге сознание деформируется ложными представлениями о самом себе и о жизни в целом. Именно это делает людей безнравственными. Набатовцы берутся исправить эти аномалии. Они уверены, что колонии должны гарантировать людям, попавшим в них, два положительных результата: нравственность и здоровье. Как это можно осуществить в том режиме, который привычен для колоний? Никак. Нужна помощь общественности.
Набатовцы создали позитивную терапию, в которую входит возвращение смысла жизни, формирование у заключенных стрессоустойчивости, умение строить круги малой поддержки для самого себя из рядом находящихся людей и умение строить большие круги взаимной поддержки. Специально для заключенных разработаны тренинги, лекции, беседы, анкеты.
В результате в Павлодаре сегодня имеется штаб по профилактике правонарушений. В него вошли центр здоровья и согласия "Вита", общественная организация "Фатима", православная церковь.
Раз в неделю в колонию приходят волонтеры и общаются с заключенными три часа. Но все, что они хотят объяснить заключенным, можно уложить в секундные знания о смысле жизни. Смысл, конечно же, в получении удовольствия. Но само удовольствие с точки зрения нравственности - не в потреблении, а в пробуждении внутренней силы человека. Человек, который начинает жить нравственно, не преступит закон, ему не надо создавать условия в колонии (это же полный абсурд, когда заключенные говорят о том, что надо улучшить их содержание и не хотят ничего делать для того, чтобы не попадать в эти колонии). Кстати, казахстанские чиновники, которые говорят о грандиозных планах по увеличению (строительству) новых колоний в Казахстане, исповедуют ту же самую иждивенческую примитивную,и в корне агрессивную разрушительную мораль. По их мнению - всех надо наказывать… зачем их воспитывать?!