Но если мы плохие родители, и мы нигде не учимся быть хорошими, то нам ничего не остается, как только экспериментировать на собственных детях.
О том, что это, как минимум безнравственно, догадываются единицы. Говорят, что сегодня ситуацию можно изменить с помощью нового направления в педагогике, получившего название "педагогика для всех". Но в Казахстане об этом пока знают единицы.
Педагогика раньше предназначалась только для учителей и объясняла, как воспитывать детей в коллективе. Но дома, когда есть папа, мама и ребенок - тоже есть коллектив. Однако классические педагогические знания в нем почему-то не работают. Это признают все! Значит, в семье нужен совсем другой подход, нужна другая педагогика. И она появилась… в Москве. Симон Соловейчик, педагог и журналист с 40 летним стажем, посвятил свои исследования одному единственному вопросу: "…отчего в одинаковых условиях в одних семьях вырастают хорошие дети, а в других плохие"?
Так родилась педагогика для всех. Она доступна всем, кто хочет стать хорошим родителем, независимо, есть у него педагогические или психологические знания.
Педагогика для всех не дает советов, их достаточно в любой умной книге, посвященной воспитанию ребенка. Зато она рассматривает такие этические нормы, как добро и зло, любовь и тайное бесчувствие, нравственность и безнравственность. Автор новой педагогики пришел к выводу, что по умолчанию все якобы принимают, что родители, родив ребенка, автоматически становятся хорошими папами и мамами, то есть умеют его любить, и достаточно добры и справедливы. А оказывается, родители совсем не такие хорошие. Из них мало кто имеет четкое представление о том, как воспитывать ребенка, чему его учить, к какому результату двигаться?
Всегда считалось, что ответы на эти вопросы должны приходить сами собой, по мере общения с ребенком. Но они не приходят, в результате калечатся судьбы детей.
Автор педагогики для всех говорит, что когда в зале суда на скамье подсудимых сидит ребенок, и его родители кричат о том, что они так много для него делали, учили его только хорошему, судить надо родителей. Они виноваты в том, что ребенок пошел по неверной дороге, потому что родители его не любили, не умели это делать или делали это, как умели. Главные преступники - родители!
Согласитесь, несколько крамольное заявление, однако, когда знакомишься с основами новой педагогики, понимаешь, что так оно и есть. Родители должны и обязаны знать цели воспитания, создавать условия для воспитания и разбираться в средствах воспитания. (Экзаменуя себя по ходу написания статьи, вынуждена была признаться, что кроме как воспитания личным примером ничегошеньки из теории не помню. Еще точно знаю, что воспитание на идеалах - в прошлом. А вот о воспитании любовью я даже не подумала). Между тем Симон Соловейчик говорит о том, что можно воспитывать общением, можно воспитывать сотрудничеством и можно воспитывать сотворчеством. А самое главное - надо знать, что воспитывать в ребенке? В самом деле - что?
Выйдите на улицу и задайте этот вопрос первым встречным. Во-первых, обязательно окажется, что эти люди - родители, и они не по книжке проходили подобные вопросы, однако это не факт, что они знают правильный ответ. В основном вам ответят, что воспитывать надо личность и еще характер. По Соловейчику же надо воспитывать сердце, дух и ум.
Айгуль Аубанова, в прошлом педагог, сегодня - частный предприниматель, пропагандирующий в Казахстане идеи педагогики для всех, говорит, что если ум не развивать вовремя, он теряет свою способность. Но, оказывается, теряют свои способности не только ум, но и чувства, которые живут в сердце. Ими надо заниматься с раннего детства: в год - три года. Тогда чувства самые тонкие. Именно в этот период родители должны не бороться с дурными желаниями детей, а воспитывать и выращивать у них добрые желания.
Что такое дух? Это стремление к добру и правде. Правда - категория совести. Любовь и совесть правят миром. Это - основополагающий постулат педагогики для всех. Кто в это верит, тот хороший воспитатель. Если в это не верить, ничего путного не получится с воспитанием ребенка. И в этом вся беда. Красота включает в себя любовь и совесть. Когда нет одного из компонентов, нет результата. Родители давят на совесть, но забывают про любовь. Бывают другие перегибы: женщина любит ребенка, но в воспитании нет совести, нет справедливости во взаимоотношениях с ребенком. Чаще всего такой ребенок маме наступает на голову. Она разрешает себя унизить. Разве это справедливо? Нет. Значит, нет второй составляющей, и как результат, нет хорошо воспитанного ребенка. Все эти нехитрые знания затрагивают глубокие философские основы личности родителя. И именно это называется духом. Стремление к этому должно передаваться детям. Но передается ли?
А что такое ум? Это не кубик-рубик собирать. Педагогика для всех дает такое определение: ум - это умение различать добро и зло. Увы, многие родители думают, что ум - это интеллект. К категориям же добра и зла у нас относятся просто: берут поэму Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" и живут по этой шпаргалке всю жизнь. При этом ребенок абсолютно не понимает, что такое хорошо и уж тем более не разбирается в том, что такое добро, но родителей это не волнует.
Что такое добро и что такое зло надо рассматривать только в отношении к людям, к достоинству человека и к человечеству вообще. Чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, надо, чтобы родители честно сказали, что есть дух и его надо развивать, есть нравственность, и есть ее критерии, есть понятия добра и зла. И еще надо правильно объяснить, что все это такое, как оно работает в реальной жизни, а не в книжке.
Как часто встречаются отцы которые все делают для ребенка: обеспечивают всем необходимым, на родительские собрания ходят и даже в зоопарк детей водят, а дети не чувствуют их любви. Родители думают, что они любят своих чад, а те им выдают по полной программе: мол, вы мне не родители, я вас не люблю и вообще, зачем вы меня родили, не понятно?!
Если ребенок говорит подобные вещи, взрослые должны знать, что ребенок говорит правду, у него не сорвало крышу, просто он устал жить в нелюбви Что делать? Не стоит кричать по поводу его неблагодарности, хотя внешне все может выглядеть именно так. Надо искать причину. Она может быть проста, без всяких наукообразных слов. Не исключено, что у таких хороших пап просто отсутствует понимание базовых этических понятий: что такое счастье, благородство, вера, любовь…Педагогика для всех, изучая родителей как таковых, корректно дает понять, что взрослые не знают основ. Ну, в самом деле, что такое зло, добро, совесть, правда?
Что такое правда? Соловейчик говорит, что это граница между добром и злом. Их нельзя смешивать. Кто умеет различать добро и зло, тот знает правду. А потом опять вопрос: что такое добро и зло? Добро - все, что возвышает человеческое достоинство, а зло - все, что унижает. Что такое нравственность? Опять все знают, но спроси… никто не даст вразумительного ответа. Оказывается, для того чтобы разобраться в нравственности, надо задать один вопрос: за чей счет? Если за свой -это нравственно, а если за чужой - безнравственно.
Все эти знания, понятия должны быть у родителей в голове, в сердце, в душе, они должны быть их жизненной философией, только тогда можно передать все своим детям.
А когда голова взрослых забита искаженными понятиями или смутными представлениями, то папам и мамам ничего не остается, как читать скучные нотации, пользоваться при воспитании детей укорами и упреками, а еще требовать от них послушания!
Самое печальное, что дети вырастают послушными. Но на самом деле, если средства воспитания были безнравственны, ребенок никогда не будет слушаться по-настоящему. Если родитель нравственный, он не добивается послушания, он вместе с ребенком работает над его развитием. И тогда ребенок не слушается, а слышит. Чувствуете разницу? Тогда и только тогда ребенок слушается, он слышит и доверяет родителям.
…Очень давно, когда мои дети еще были маленькими, я чуть ли не кричала о том, что нам нужна школа для родителей. Почему нигде родителей не учат быть папами и мамами? Наивная, я думала, что все, как я, хотят учиться?! Насколько развито такое обучение родителей в России сегодня, создается ли что-то подобное в Казахстане?
Айгуль Аубанова была в Москве, досконально изучила ситуацию с педагогикой для всех в мире. Она грустно говорит о том, что ничего подобного до сих пор не существует. Есть, конечно, люди, которые несут эти знания в массы, но их - единицы. При этом распространять новую педагогику через существующую систему образования нельзя. Школа убьет все глубинные основы педагогики. Сама педагогика для всех лет 20 вообще не воспринималась обществом, а книга - основной труд основоположника Соловейчика - лет 18 была запрещена и лежала на полке. После того как новой педагогике дали зеленый свет, было много порывов создать курсы для родителей, для всех желающих. Но что странно, и Соловейчик об этом пишет. На первое занятие пришло - 900 родителей, на второе - 90, на третье - 9. Почему? Потому что слишком развита в обществе мысль: не учи ученого, и в воспитании "здесь и сейчас" не видны ошибки, они станут зримыми только лет через 10.
Вот тогда родители захотят чему-то научиться… но будет поздно.