Воспитание жестокости у женщин и челноков

Все идет к тому, чтобы вывести челноков из оборота. Они-де наносят ощутимый удар по узбекской экономике. Особенно те, кто вывозит за пределы страны валюту. Естественно, свободно конвертируемую. Перевози они национальные сумы, никто бы ничего не сказал.
Путем постоянного повышения таможенных пошлин, акцизов узбекское правительство стремится поставить экономический заслон челнокам.
Последние озабочены текущими вопросами бытия: как выжить в условиях продолжающейся экономической стагнации. То, что узбекская экономика больна, причем уже давно и в хронической форме, признают все, кроме тех, кому по долгу службы нельзя ставить подобный диагноз.
Любые меры правительства имеют четкую направленность. Ее можно охарактеризовать как желание во что бы то ни стало сохранить сегодняшнее состояние дел. Мощные экономические барьеры на пути импорта, следствием которых является явно атрофированная экономика.
Государственное регулирование импорта, так называемая защита внутреннего производителя, привело к тому, что доля контрабанды на внутреннем потребительском рынке давно стала угрозой номер один для макроэкономической стабильности.
Стать стала, но несмотря на это позиция официальных властей Узбекистана напоминает поведение страуса во время опасности: спрятать голову и переждать бурю.
Узбекские предприниматели найдут выход из любой ситуации. Высокие акцизы и пошлины заставляют их действовать соответственно ситуации. Провез через границу 200 тонн товара, задекларировал в лучшем случае 5-10 тонн. Остальное, разумеется, частично заплатил наличными деньгами. Ни у кого этот порядок не вызывает удивления. Ни со стороны предпринимателей, ни со стороны таможенников. Только понимание. Все понимают заведомую абсурдность положения. Однако никто его менять не хочет. Значит, устраивает.
Октябрьское президентское постановление "О дополнительных мерах по упорядочению экспортно-импортных операций" по своему масштабу и охвату можно назвать почти что всеобъемлющим. Согласно его тексту фактически под негласный запрет подпала большая группа импортных товаров.

Таблица 2

Наименование товара Ставка пошлины (в процентах от таможенной стоимости товара или в долларах США за единицу измерения)
Домашняя птица живая - куры домашние, утки, гуси, индейки и цесарки 30
Мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное, свиней, овец, козлятины, лошадей, ослов, мулов или лошаков, пищевые и мясные субпродукты свежие, охлажденные, мороженые 10
Яйца птиц, мед натуральный и пищевые продукты животного происхождения 30
Съедобные фрукты и орехи; кожура и корки цитрусовых или дынь 30
Кофе, жареный или нежареный, с кофеином или без кофеина, кофейная шелуха и оболочки зерен кофе, заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции 10, но не менее 0,7 $ за кг
Чай зеленый (неферментированный) и чай черный (ферментированный) и частично ферментированный в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг 30
Мука пшеничная или пшенично-ржаная крупа, мука и зерна прочих злаков, крупа мука грубого помола и гранулы из зерна злаков 30
Маслины или оливки, приготовленные или консервированные в уксусе или уксусной кислоте 30, но не менее 1,0 $ за кг
Продукты для приготовления соусов и готовые соусы, вкусовые добавки и приправы смешанные, горчичный порошок и готовая горчица, супы и бульоны, мороженое и другие пищевые продукты 30
Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей 30, но не менее 3,0 $ за 1000 штук
Духи и туалетная вода, косметические средства, средства для волос, средства для гигиены рта, средства для бритья 30
Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда) 30
Бумага туалетная 30
Книги, брошюры; газеты и журналы, книги-картинки, ноты; карты географические; планы-чертежи, почтовые марки 10
Рубашки трикотажные, мужские или для мальчиков, из шерстяной пряжи или пряжи из тонкого волоса животных, машинного или ручного вязания 30, но не менее 2,5 $ за штуку
Трусы и кальсоны мужские или для мальчиков, трикотажные, из хлопчатобумажной пряжи, машинного или ручного вязания 30, но не менее 0,2 $ за штуку
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания 30
Майки и нательные фуфайки, трусы, панталоны, пеньюары и аналогичные изделия женские или для девочек из химических нитей 30, но не менее 0,75 $ за штуку
Тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли и аналогичные протирочные материалы нетканые 30, но не менее 0,5 $ за кг
Жилеты и пояса спасательные 30, но не менее 1,05 $ за кг
Раковины, умывальники, консоли раковин, ванны, биде, унитазы, сливные бачки, писсуары и аналогичные санитарно-технические изделия 30, но не менее 8 $ за штуку
Аппаратура, совмещенная с видеозаписывающей или видеовоспроизводящей аппаратурой, цветного изображения 30, но не менее 85 $ за штуку
Реакторы ядерные, котлы паровые и центрального отопления, вспомогательное оборудование, гидротурбины, турбореактивные двигатели, прочие двигатели 10
Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них 30
Танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства, с вооружением или без вооружения, и их части 5
Счетчики газа 30
Летательные аппараты, космические аппараты и их части 10
Оружие военного образца, револьверы, пистолеты, прочее огнестрельное оружие, прочее оружие, их части, бомбы и гранаты 5
Оружие гладкоствольное спортивные, охотничье или для стрельбы по мишеням 30
Мечи, сабли, шпаги, палаши, сабли, штыки, пики и аналогичное оружие, части перечисленного оружия, ножны и чехлы к нему 30

(взято с сайта Фергана.ру).

В данной связи характерна ситуация на внутреннем потребительском рынке со злополучными "ножками Буша". Несколько месяцев назад килограмм этого не самого качественного продукта стоил 1100-1200 сумов, теперь минимум - 2000 сумов.
В принципе, цена стала аналогичной той, которая существует в соседнем Казахстане. Правда, никто не делает скидки на то, сколько зарабатывает человек в этой стране и в Узбекистане. Зачастую это несравнимые друг с другом суммы.
Реализаторы куриных ножек жалуются на падение продаж, потребители считают их слишком дорогими, и никому нет никакого дела, почему один из самых дешевых продуктов питания во всем остальном мире в Узбекистане стал чуть ли не деликатесом.
Цены на бензин замерли на цифре 425 сумов за литр самого потребляемого 80-го.
Ходит множество слухов о том, что бензин подорожает еще, хотя мало кто знает, до каких границ. В том же соседнем Казахстане он повысился чуть ли не до 100 тенге за литр 80-го, потом постепенно вернулся на прежний уровень - 58-60 тенге за литр.
В Узбекистане снижения не произошло. Странность ситуации в том и заключается, что однажды повышенные цены, потом не пересматриваются в сторону понижения. Еще одно свидетельство того, что рыночные механизмы в Узбекистане не работают.
Масштабы очередного повышения ставок пошлины впечатляют. По данным сайта "Фергана.ру", отныне суммы пошлины и акциза составляют: мясо и субпродукты из домашней птицы (пошлина 30 процентов, акциз 70 процентов), кисломолочные продукты, йогурт, кефир (пошлина 30, акциз 50), сыры (пошлины 5, акциз 50), жевательная резинка (пошлина 30, акциз 70), ананасовый и цитрусовые соки (пошлина 30, акциз 70) шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао (пошлина 30, акциз 30), парфюмерия, косметика (пошлина 30, акциз 50), аудио и видеоаппаратура (пошлины 30, акцизы 45) телевизоры (пошлины 30, акцизы 60), микроавтобусы (пошлины 30, акцизы 70), ковры (пошлина 30, акциз 90), мороженое (пошлины 30, акциз 200), сахар (пошлины 30, акцизы 30).
Юридические лица, компании и торговые фирмы, после уплаты всего вышеперечисленного должны еще уплатить налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20 процентов. Физические лица, те же самые челноки, должны заплатить унифицированный с пошлиной и НДС единый таможенный платеж в размере 70 процентов на непродовольственные и 40 процентов - на продовольственные товары.
Естественно, не может не возникнуть вопрос: почему узбекское правительство идет на столь непопулярные меры?
Предположение первое. Попытаться экономическими рычагами приостановить отток СКВ за границу. После введения конвертации сума по текущим операциям, использовать административные меры стало небезопасным. Правда, должный порядок на рынках Узбекистана все равно наводят милиционеры и иже с ними. Трудно представить, что эта цель в условиях неконкурентоспособности узбекской экономики в ближайшей перспективе достижима.
Предположение второе. Оградить узбекских товаропроизводителей от конкуренции в любой ее форме. На деле получается прямо противоположное. Размеры теневой экономики, оцениваемые примерно в 70 процентов, столь значительны, что конкуренция хочешь-не хочешь, все же существует. Узбекский бизнес в нынешних стесненных условиях ее зачастую проигрывает. И выхода не видно.
Предположение третье. Власти Узбекистана, с одной стороны, закрывая глаза на масштабы контрабанды, с другой, пытаются жестко контролировать процесс завоза в страну ювелирных изделий, кофе, косметики, видео- и аудиоаппаратуры, всего, начиная жевательной резинкой кончая автомобилями.
Получается, что все перечисленное узбекистанцы покупать или не должны, или могут, но по высоким ценам.
Очередная попытка поставить заслон импорту вызывает лишь ироническую улыбку. И весьма ожидаемую реакцию со стороны челноков, которым после всех этих повышений работать стало просто невыгодно.