Потом, уже на бумаге, составляется список необходимого всем домочадцам, и утром в один из выходных дней мы садимся в машину. Впереди шопинг.
На рынок за триста километров
Неленивые и имеющие собственный транспорт кызылординцы на базар ходят в... Туркестан. Во-первых, по новой трассе Западная Европа – Западный Китай ездить одно удовольствие. Во-вторых, базар в Туркестане необычайно богат на товары. В-третьих, в тамошних кафе умеют вкусно кормить людей за небольшие деньги. В общем, проведя воскресенье в небольшом городке за триста километров, обычно не жалеешь.
Тут тебе и путешествие с красивыми видами природы, и покупки, и семейный обед с шашлычком и действительно натуральным соком.
Ручные прессы для отжима можно увидеть на улице. Сейчас, например, все пьют гранатовый сок. 250 тенге за стакан напитка, приготовленного у тебя на глазах.
О собственно передвижении.
На хорошей машине за два часа с небольшим до Туркестана из Кызылорды доезжаешь обычно без приключений.
Дорога широкая, предупреждающие знаки на ней понятные, пейзажи меняются часто. То солончаки и величавые верблюды, то покрытые бархатом первой зелени предгорья, то сады и фермы крестьян. А вот чтобы, простите, оправиться, нужно добраться до территории ЮКО. То есть проехать сначала 200 километров по Кызылординской области. Дождаться, когда наконец вдоль трассы появятся нормальные непродуваемые туалеты.
Почему шымкентцы догадались построить вдоль трассы сортиры для путников, а кызылординцы нет, понять трудно. Может, последние считают нормальным ходить за кустик.
И раз уж коснулись удобств – вдоль трассы ЗЕ – ЗК на отрезке из Кызылорды в Туркестан в южных районах Приаралья много допотопных обшарпанных закусочных, непонятно именуемых “Кымызхана” или “Айран бар”. Буквально будки для придорожной торговли. Я думала, что такие повсеместно считаются пережитками прошлого. А тут – вот они. Привет из девяностых. Не пора ли их снести? Что произойдет с Казахстаном, если его столицей станет Шымкент
“Лицо чистое – зад в грязи”
Если рассчитываете получить удовольствие от посещения Туркестана, заранее настройтесь на то, что едете в большую деревню. Да, населенный пункт имеет статус города, причем туристического, тысячи паломников направляются сюда посмотреть на мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави.
Но чистота и порядок царят лишь в туристическом центре – в районе городской площади, мавзолея, крупных гостиниц, местного музея.
Если хочется посмотреть окраины, рынок, поесть колоритной остренькой еды в кафешках, лучше одеться и обуться, как в поход. В окрестностях центрального базара, например, нет и намека на асфальт на дороге – сплошные булыжники и выбоины. Арыки завалены мусором.
В большинстве кафе туалеты на улице, во дворе. А рынок – это куча пыльных нелепых мелких строений.
За исключением пары торговых домов. Вспоминаешь невольно украинскую пословицу про неряшливую бабу, где “личико чистое, а попа в грязи”.
И, к слову, местные женщины не носят открытую одежду, обтягивающие брюки.
Смотреть на них приятно: скромные платьица, строгие линии причесок, макияж – если он есть, то неяркий.
Приезжим дамам, чтобы не смущать население, нравы которого достаточно строгие, не стоит перебарщивать со стилем. Пирсинг в пупке и тату на голом плече здесь никто не оценит.
Тех, кто путешествует на авто, предупреждаю: туркестанцы небрежно относятся к ПДД. Привыкнуть к тому, что пешеход может вынырнуть откуда угодно и перейти дорогу в любом месте, а другая машина вас запросто может обогнать справа, невозможно. Нужно просто быть предельно внимательным.
Кстати, паркуются местные автолюбители тоже везде. Людные места обочины густо заставлены как попало оставленными машинами.
Цены приятные, нам бы такие
Рынок в Туркестане большой, по кызылординским меркам так просто громадный. Но изюм в том, как здорово умеют местные люди торговать.
Они вежливы и общительны, покупателя, берущего хотя бы коробок спичек, встречают с улыбкой.
Если обратиться с вопросом, всё расскажут, покажут, дадут совет. Делать покупки при таком обаянии хочется, вот вам пример уважения к ремеслу и тем, кто приносит деньги, дает заработать.
Но что еще более приятное в ЮКО – цены. На вещевом рынке множество товаров на любой кошелек. Повсюду объявления о скидках и распродажах.
Еще фишка: можно купить вещь с витрины – за полцены.
Платье с манекена, провисевшее на нем месяц-полтора, конечно, придется постирать, прежде чем надеть, но это мелочи по сравнению с тем, что покупаете вы эту в принципе неношеную вещь (манекен же не человек) очень дешево.
Практически возле каждого прилавка стоят коробки с товарами, на которые есть скидки. И обычно это не брак, а оставшиеся от большой партии две-три вещи или то, что не продали с прошлого сезона.
Внимательно присмотревшись к таким предложениям, обязательно находишь что-то нужное. Так мы запаслись мужскими хлопковыми носками по 180 тенге за пару, детскими летними штанишками по 250 тенге (дочке два года, внучке почти год), большемерными дамскими колготками по 750 тенге и калошами по 500 тенге за пару. “С манекена” взяли женский махровый халат за 1 700. Прикупили несколько тонких летних пледов по 1 300 тенге за штуку.
На покупку продуктов с запасом на две недели вперед ушло почти два часа.
И что хочется сказать: сразу видно, что в ЮКО развито мелкое предпринимательство. Оно реально работает.
Прилавки завалены местными пряниками, макаронами, кондитерскими изделиями, колбасами, консервированными овощами, вареньем и джемом, молочной продукцией. Берем, конечно, только то, что гораздо дешевле, чем в Кызылорде. Остальное можем купить и дома. Пакеты наполняются сыром по 1 000 тенге за килограмм, красивыми кексами по 700 тенге за кило, еще мы купили курт по 1 200 тенге, дешевый яблочный джем, фасоль, маш, сою, нут.
А вот говядина и телятина оказались дороги – по 1 450 тенге. Зато мясо кур – 550 тенге за килограмм.
С колбасой была хохма. Зашли в оптовый магазинчик, спросили хорошую колбасу.
– Вот эта! – уверенно указала на толстенькие палочки копченой бараньей с жирком продавщица. Поживший в Казахстане украинец: Казахи очень часто жалуются на жизнь
И добавила, показывая надкушенный бутерброд:
– Сама ем!
Железный, конечно, аргумент, и мы берем два кило этой колбаски по тысяче тенге за килограмм.
Загрузив покупки в багажник, выруливаем к ближайшему кафе. Заказываем груду шашлыка, здесь он из баранины – по 280 тенге за палочку.
Дети молчат, наслаждаясь обедом, взрослые заказывают еще и лагман, и салат. На обратной дороге фотографируем фруктовые деревья в местных палисадниках – все в цвету.
А в понедельник забежала уже в родной Кызылорде за солью в магазинчик. Случайно увидела на прилавке шымкентское печенье и пряники нескольких сортов. Поинтересовалась ценами. Они кусались.
Вот вам и разница бизнесов – шымкентцы производят, кызылординцы спекулируют. Нашим гордиться тут нечем.
И пускай исполнительная власть триста раз с высоких трибун отрапортует о стабильном развитии МСБ в регионе. Нам, простым людям, снизу виднее.
Кызылорда