Как известно, статья Президента Казахстана Н. Назарбаева «Ұлы даланың жеті қыры» («Семь граней Великой степи»), опубликованная 21 ноября 2018 г., является логическим продолжением программы «Рухани жаңғыру». Программа модернизации общественного сознания позволила консолидировать общество, объединить интеллигенцию, молодежь, представителей всех слоев населения вокруг идей, провозглашенных Главой государства. Реализация всех направлений модернизации проходит с учетом потребностей общества, с активным вовлечением научно-экспертного сообщества, представителей гражданского общества, молодежи.
По мнению экспертов, понимание своей истории дает возможность личности, обществу, и народу в целом, не чувствовать себя вырванными из исторического контекста, самим формировать свою судьбу, трезво определяя свое реальное «местоположение» в современности.
«Как историк я очень доволен, что статья Главы государства способствовала повышению интереса к отечественной истории в казахстанском обществе. Думаю, что при поддержке государства количество качественных исторических исследований может существенно увеличиться. Конечно, требуется серьезный контроль на стадии исполнения проектов. Также хотел бы обратить внимание, что столь серьезное внимание уделяется вопросу популяризации отечественной истории впервые», - отметил модератор круглого стола, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Радик Темиргалиев.
С докладами выступили Рустем Кадыржанов, главный научный сотрудник отдела политологии ИФПР КН МОН РК, д.ф.н., Гульбану Жугенбаева, профессор КазНУ имени аль-Фараби, д.и.н., Канат Нуров, руководитель научно-образовательного фонда «Аспандау».
После заслушивания докладов, участники обсудили способы и успешный опыт формирования исторической памяти, существующие на этом пути преграды. Они также проанализировали эффективность политики популяризации истории Великой степи. По их мнению, статья Главы государства очень актуальна, а инициированные проекты будут способствовать развитию казахстанского патриотизма.
«В статье «Семь граней Великой степи» мы видим не политизированный, а культурно-ориентированный метод исторической политики и политики памяти как «опору на наследие». Он, во-первых, не раскалывает общественное сознание, а работает на поиск общих, не конфронтационных оснований формирующейся политической нации. Во-вторых, пытается выстроить более широкий идейный фундамент для последующих попыток уточнения национальной идентичности», - сказал К. Нуров.
Отечественная история является одним из важнейших факторов, способствующих сплочению казахстанского общества и его созидательному развитию. Одной из главных проблем на современном этапе является наличие в обществе устоявшихся заблуждений и мифов, противоречащих объективным историческим исследованиям. Модернизация исторического сознания будет направлена на распространение точных фактов и искоренение антинаучных представлений. В этом плане особая ответственность возлагается на отечественных историков. Им необходимо «переформатироваться», избавиться от плена устаревших догм и концепций, перенимать успешный опыт исследований и популяризации истории у зарубежных коллег.
В завершение круглого стола участники отметили практическую пользу и конструктивность мероприятия, послужившего площадкой для обсуждения интересных идей, разных выводов и предложений. Ведь, на основе материалов круглого стола эксперты Института мировой экономики и политики подготовят и направят государственным органам рекомендации, которые будут использованы при принятии решений по вопросам проведения исторических исследований и популяризации отечественной истории.
Для справки:
Институт мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК – Елбасы был создан в 2003 году. Его деятельность связана с научными исследованиями проблем мировой экономики, геополитики, социально-политических и социально-экономических процессов в Казахстане, а также с изучением деятельности и политического наследия Первого Президента Казахстана, его вклада в создание и укрепление Казахстана как независимого государства.
ИМЭП сочетает в своей деятельности независимый характер исследований с активным участием в общественной дискуссии и системной вовлеченностью в экспертное сопровождение государства в сфере анализа и прогнозирования.