«Постсоветское пространство» – это то, что сегодня есть на месте бывшего СССР. Это понятие отражает результат трехвекового существования СССР и Российской империи. Сегодня вместо этого понятия в научной литературе все шире используется понятие «евразийское пространство», которое представляет собой часть постсоветского пространства, но имеет признаки новой, формирующейся идентичности.
Регионализация постсоветского пространства
Процессы регионализации на пространстве СНГ, равно как и в любом другом регионе мира, включенном в международные экономические отношения, подчиняются общим закономерностям. Под регионализацией в настоящей статье понимается формирование пространств более высокой степени внутреннего взаимодействия и целостности на вмещающем их пространстве, или из нескольких ранее обособленных пространств.
Особенностью экономической регионализации на постсоветском пространстве является то, что в ней участвуют новые независимые государства (ННГ) – части единого в прошлом государства.
В процессах постсоветской интеграции, так или иначе, прослеживается действие нескольких факторов: 1) высокая экономическая и социальная дивергенция ННГ, которая затрудняет коммуникации между элитами, народами и экономиками; 2) незавершенность формирования идентичности большинства новых государств и существующие исторические конфликты и противоречия; 3) значительные институциональные различия между странами при высоком уровне централизации управления; 5) экономическое доминирование России на постсоветском пространстве (более 34 общего ВВП) при ее технологической слабости; 6) топливно-сырьевая специализация экономик ведущих стран региона; 7) слабо развитая инфраструктура при большой протяженности пространства; 8) соприкосновение на западе с самой успешной интеграционной группировкой мира – ЕС, а на востоке – с самой динамичной и быстро растущей экономикой мира – Китаем.
Толчком к активизации регионального сотрудничества ННГ или изменениям в его формате до недавнего времени выступали какие-то политические события – расширение НАТО и ЕС на восток, исламская угроза с юга, несогласие группы стран СНГ с политикой России, стремление Запада ослабить политические позиции России в регионе и т.д. При этом планируемый формат сотрудничества не выдерживал соприкосновения с реалиями жизни. Заявленные цели в виде «создания единых экономических пространств» не подкреплялись потребностями национальных экономик в более глубоких формах регионального сотрудничества, а институциональная дивергенция, текущие хозяйственные противоречия и опасения утраты суверенитета опускали высокие интеграционные цели до наиболее приемлемой ступени для всех группировок – двусторонних зон свободной торговли (ЗСТ) с ограничениями и изъятиями.
В рамках национальных программ развития страны стремятся диверсифицировать рынки сбыта для своего экспорта, источники импортного снабжения и транспортные маршруты – для сообщения с внешним миром, в целях сокращения зависимости от постсоветских партнеров, поскольку это создает определенные политические и экономические риски их развития. В рамках транспортной диверсификации внешних связей уже построены Балтийская трубопроводная система в России, газопровод «Северный поток», новые российские морские порты в Финском заливе; в Азербайджане – нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум; газопроводы из Туркмении в Иран и Китай (через Узбекистан и Казахстан); нефтепроводы из Казахстана в Китай и к Черному морю (КТК), новые порты Казахстана на Каспии и т.п. Но эти проекты способствуют наращиванию связей, прежде всего, с третьими странами, а не между собой.
При этом практически во всех ННГ наблюдается упрощение экономик, в том числе их экспорта. Растущая зависимость от импорта из третьих стран фактически означает размывание унаследованной от советского времени комплементарности экономик. При этом новые производства, воплощающие евразийскую интеграцию, пока малозаметны. В этих условиях важное значение приобретает интеграция через социальную сферу: трудовые миграции, сотрудничество в области культуры, образования, медицины, науки и т.п.
Евразийская интеграция
Ситуацию коренным образом изменил запуск проектов в составе «тройки»: в 2010 г. Таможенного союза и в 2012 г. Единого экономического пространства и начало работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – наднационального органа управления интеграцией. Одновременно в конце 2012 г. был запущен проект ЗСТ в рамках СНГ. В подоплеке этих проектов были уже не только политические, но и экономические мотивы, в частности, заинтересованность в совместном противодействии внешним шокам, более эффективном использовании советского экономического наследия, совместном переходе к инновационной экономике.
Необходимо отметить, что евразийские интеграционные процессы протекают в условиях вялой мировой экономической конъюнктуры, замедления экономического роста стран-участниц и членства РФ в ВТО, что изменило условия конкуренции на всем пространстве ТС. В связи с этим евразийская интеграция сталкивается с немалыми трудностями и противоречиями.
Еще одна проблема связана с тем, что при активном формировании институтов ЕЭП (ЕАЭС) пока не происходит серьезных структурно-технологических изменений в производственном секторе экономики. Об этом свидетельствует слабая внутренняя связанность интегрирующихся экономик Белоруссии, Казахстана и России. Например, отношение взаимной торговли к общему ВВП стран-участниц в 2012 г. равнялось 1,8% у ТСЕЭП, 3,4 % в СНГ, 20,8% – у мира в целом и 25,7% – у ЕС. Для сравнения, торговая связанность стран СНГ и ЕС (как региональных интеграционных организаций) в 2012 г. составила 3,1% (рассчитано автором по данным ВТО, Мирового банка и Евразийской экономической комиссии).
Россия, СНГ и Украина
В экономической консолидации евразийского пространства особую роль играет Россия, имеющая наиболее высокий среди стран СНГ уровень развития и самый емкий рынок. Россия имеет широкий фронт новых границ – более половины от всей протяженности сухопутных границ. К ним она выходит преимущественно освоенными, достаточно развитыми регионами. Это сочетается с тем, что ее соседи – наиболее развитые постсоветские страны. Через Россию проходят коммуникации, обеспечивающие транспортную связанность постсоветского пространства, его западной и южной частей, а также выход ННГ на рынки третьих стран. Рост экономики и внешней торговли соседей увеличивает объемы и разнообразие их международных перевозок. В связи с этим растет потенциальный спрос на российский транзит. Одновременно Россия – крупный потребитель услуг, оказываемых рассматриваемыми странами, в том числе транзитных.
Консолидация постсоветского пространства во многом обусловлена тем, насколько активно Россия взаимодействует с соседями и способствует их экономическому развитию.
Доля стран СНГ во внешней торговле РФ за 2000-2013 гг. была относительно стабильна в экспорте: 13,4% в 2000 г, 14,9% в 2008 г. 14,8% - в 2012 г. и 14% - в 2013 г., но сильно снизилась в импорте: 34,2% в 2000 г., 13,7% в 2008 г., 12,9% в 2012 г. и 13,0% в 2013 г. За 2000–2013 гг. положительное сальдо России в торговле с ННГ увеличилось с 2,2 до 32,2 млрд долл (данные ФТС РФ).
Доля РФ во внешней торговле постсоветских стран колебалась в 2012 г. от 47,4% у Белоруссии до 9,2% у Азербайджана и 4,3% у Грузии. У большинства стран она составляет 20-30%. Россия выступает для ННГ крупным, и во многих случаях единственным рынком, их традиционных товаров, труда и услуг. Для многих стран она – источник топлива и сырья, определенной части машин и оборудования, транспортный коридор для сообщения с третьими странами и источник финансовых ресурсов. Тем не менее, доля России во внешнеэкономических связях стран СНГ постепенно сокращается.
Место России в накопленных прямых инвестициях стран Содружества и Грузии сильно варьируется. Наиболее высокой в 2011-2012 гг. она была у Таджикистана, Белоруссии и Узбекистана – более 50%. У Армении, Кыргызстана и Украины она колебалась в пределах 25-50%, у Азербайджана, Молдовы и Казахстана доля России в накопленных ПИИ существенно ниже: от 11 до 16%. Самая низкая доля у Грузии – около 4% (ЦИИ ЕАБР).
Россия является довольно привлекательным местом помещения капитала из ННГ. Необходимо также подчеркнуть, что для многих из них Россия сохраняет прежнее значение для подготовки кадров высокой квалификации, сохранения и развития инновационной сферы. Россия играет определенную роль в создании в странах соответствующих рыночных институтов.
Переход Украины в результате националистического переворота под контроль Запада, безусловно, скажется на процессах регионализации на постсоветском пространстве, хотя выходить из СНГ она, похоже, не собирается (Украина отказалась только от председательствования в СНГ в 2014 г.). Тем не менее, следует ожидать значительного сокращения взаимной торговли, инвестиций и социальных связей Украины с Россией, что вряд ли компенсируют разворот торгового вектора на Запад и кредиты МВФ.
Украинский случай свидетельствует о том, что и у ЕС и у России в подходах к регионализации преобладает геополитика, стремление создать вокруг себя пояс лояльных государств. Но подписанные соглашения без последовательной и энергичной политики по их реализации автоматически не приведут к росту конкурентоспособности стран-участниц этих соглашений. Формальная интеграция далеко не всегда лучше неформальной. Международная регионализация расширяет потенциал развития всех стран-участниц. Главное – научиться правильно его использовать, исходя из задач национального развития.