Вместе с тем стоит отметить, что вооруженные силы, как Туркменистана, так и других республик постсоветского пространства, не только стоят на страже суверенитета той или иной страны, но и поддерживают внутриполитическую стабильность в государстве. В нашем случае туркменские вооруженные силы также выполняют вышеуказанные задачи. Принимая во внимание постоянно декларируемый Туркменбаши курс республики в направлении нейтралитета (так называемая азиатская Швейцария), фактически отстранение республики от интеграционных процессов на постсоветском пространстве, можно без особого труда предугадать те направления, которые стали приоритетными в функционировании вооруженных сил Туркменистана.
Из внешних угроз, угроз национальной безопасности республики Ашхабад выделяет три направления:
- Афганское;
- Каспийское;
- Узбекское.
В соответствии с вышеупомянутыми направлениями Ашхабадом была разработана, а впоследствии и принята Новая стратегия развития Вооруженных Сил Туркменистана, в которой акцент делается на создании боеспособной, технически оснащенной и мобильной армии, способной защитить суверенитет страны.
Основными направлениями стратегии можно:
- переоснащение и модернизацию военной техники вооруженных сил;
- повышение профессионализма военнослужащих через регулярно проводящиеся масштабные тактические учения и стрельбы;
- обучение личного состава обращению с оружием нового поколения;
- поддержание в постоянной боевой готовности частей и подразделений вооруженных сил (имеется ввиду ВВС Туркменистана).
Вооруженные силы Туркменистана размещены по территориальному принципу, в соответствии с количеством областей. На сегодня в республике действуют 5 военных округов. В республике начата трансформация дивизий в бригады, и в настоящее время Сухопутные войска имеют смешанную структуру.
Военно-тактические учения (масштабные с участием двух и более родов войск), о необходимости которых не раз говорил в своих выступлениях первый президент Туркменистана, носили периодический характер. Так, наиболее значимыми среди них стали учения "Asuda asman", проведенные в 2000 году, "Asuda Watan" 2003 года и "Kuwwatly Watan", прошедшие в 2005 году.
В мае 2006 года в районе Келята на центральном полигоне Министерства обороны Туркменистана прошли учения "Altyn Asyr - 2006".
Привлекаемая на учении боевая техника в большинстве своем досталась Туркменистану после развала СССР, когда из Туркестанского военного округа на долю Туркменистана пришлась крупнейшая в Центральной Азии авиационная группировка в Мары, сухопутные части гарнизонов Кызыларвата, Кушки и Ашхабада.
Вооруженные силы Туркменистана состоят из следующих родов войск:
- сухопутные войска;
- военно-воздушные силы (ВВС);
- войска противовоздушной обороны (ПВО).
Численность вооруженных сил Республики по разным оценкам выросла в последнее время до 50 000 человек.
Туркменистан закупает вооружение и военную технику в Болгарии, Чехии и Словакии, Румынии, Белоруссии, Украине. В последнее время наладились тесные связи с российским оборонным комплексом.
Вместе с тем в республике ощущается кадровый "голод". С распадом СССР республику стали покидать офицеры. В результате Ашхабад был вынужден подготавливать свои национальные кадры. Так, в октябре 1992 года в Туркменском государственном университете им. Махтумкули (Ашхабад) был открыт военный факультет, готовящий офицеров для танковых, пехотных и авиационных подразделений.
В Ашхабаде с 1993 года функционирует Военный институт Министерства обороны Туркменистана. Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных учебных центров на основе межправительственных соглашений с Россией, Украиной, Турцией и Пакистаном. На сегодня подготовку в вышеуказанных странах проходят порядка 450 специалистов.
Помимо этого Туркменистан участвовал в программах НАТО по подготовке офицерского состава. Так, в 1999-2000 годах в рамках программы военного обучения ( International Military Education and Training) при МО США прошли стажировку 13 туркменских военнослужащих.
Сотрудничество Туркменистана с НАТО также осуществляется через программу "Партнерство ради мира" и на двусторонней основе в обычном для государств Центральной Азии формате. При этом интересно отметить, что Туркменистан был первым государством Центральной Азии, присоединившимся к Программе (май 1994 года). В рамках сотрудничества проводится подготовка и переподготовка военных специалистов, а также поставки техники.
С 2001 года в Тукменистане была отменена контрактная служба из-за недостатка финансовых ресурсов. Считается, что потребности вооруженных сил могут быть покрыты за счет всеобщей воинской обязанности.
Принимая во внимание сложившуюся внутриполитическую ситуацию в республике, а также, учитывая размещение подразделений Вооруженных сил по всей территории Туркменистана, можно с большой долей вероятности предположить о привлечении вооруженных сил под разными предлогами для наведения порядка внутри страны, с одновременным их использованием различными группами влияния в своих интересах. В данном случае в борьбу за власть могут быть также вовлечены Служба охраны президента, Министерство внутренних дел и Национальный комитет безопасности. Учитывая, что власть Туркменбаши опиралась на данные формирования, уже сейчас можно говорить о решающей роли данных министерств и ведомств в назначенных на февраль выборах президента Туркменистана.
Фото сайта turkmenistan.gov.tm