На сегодняшний день известно о 15 погибших военнослужащих и спасателях. 98 человек пострадали и получили ранения. Разрушено и повреждено более сотни зданий, включая жилые дома, школы и общественные учреждения.
В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы решили вспомнить об этом трагическом событии, в связи с которым 29 августа был объявлен днем общенационального траура в Казахстане. Рассказываем о реакции общественности, соцсетей, СМИ и экспертной среды на трагедию в Жамбылской области.
Реакция общественности и СМИ
Первыми на подозрительный пожар на складе, который привел к сильным взрывам близ села Королевка, отреагировали именно граждане. В соцсетях появились кадры с места событий. Свидетели ЧП отмечали, что пожар виден даже из центра Тараза, а ударные волны от сопровождающих его взрывов выбили окна во многих домах, расположенных на значительном расстоянии от Королевки, что в 46 километрах от административного центра Жамбылской области.
Больше двух часов от официальных ведомств РК не поступало никаких комментариев о серии взрывов близ Тараза. Лишь после того, как эта тема стала главной в соцсетях и СМИ, по поводу ЧП высказался Президент Касым-Жомарт Токаев.
В Twitter-аккаунте главы государства появилось сообщение о получивших ранение 30 военнослужащих и сотрудниках областного департамента по ЧС и принятом решении эвакуировать жителей соседних сел.
«Работает оперативный штаб по ликвидации последствий пожара. Возбуждено уголовное дело. Мобилизованы подразделения МО, МЧС, МВД. Временно приостановлено железнодорожное сообщение», - подчеркнул господин Президент, попросив жителей Тараза «сохранять спокойствие».
В комментариях под твитом Касым-Жомарта Токаева пользователи призывали Президента либо уволить министра обороны Нурлана Ермекбаева, который ранее заверял население, что «второй Арыси» не будет, либо наградить его вместе со всем правительством за «особые заслуги» перед страной.
Но больше всего претензий и в СМИ, и в соцсетях прозвучало в адрес минобороны. Связано это с позицией военного ведомства страны. Вначале в министерстве молчали, после твита Токаева сообщили о взрыве неустановленных предметов на территории воинской части, заверив население, что на складе хранятся «инженерные боеприпасы, которые не имеют большой дальности разлета». Еще через несколько часов в минобороны признались, что на взорвавшемся складе хранились боеприпасы, которые были перевезены туда из Арыси.
Но наибольший резонанс вызвали слова теперь уже бывшего министра обороны Нурлана Ермекбаева по поводу причин случившегося.
«Мы не исключаем разные причины. Это может быть и нарушение требований безопасности, и самовозгорание, химическая реакция. Не исключается также умышленный поджог или диверсия», - заявил Ермекбаев.
Между тем, по мнению члена специальной мониторинговой группы по борьбе с коррупцией Ерлана Куаныша, причины ЧП близ Тараза надо искать в работе самого оборонного ведомства страны.
«Все это - результат беспорядка и коррупции в минобороны и армии. И это в наше неспокойное время! Только за 2020-2021 годы мы имеем задержанных за взятки главных кадровика, юриста и тыловика», - написал в ходе дискуссии в Facebook Куаныш.
Мнение экспертной среды Казахстана
Взрывы в воинской части в Жамбылской области указывают на то, что казахстанские Вооруженные силы становятся фактором угрозы нацбезопасности. Такое мнение выразил политолог Данияр Ашимбаев.
«Ситуация со взрывами в Жамбылской области вызывает все больше вопросов. Во-первых, уровень комиссии, которая была направлена на место ЧП, был резко изменен. Вместо замминистра обороны в нее были включены министры обороны и ЧС. То есть налицо изначальная недооценка масштабов», - отметил эксперт.
Во-вторых, по мнению Ашимбаева, тональность сообщений минобороны явно направлена на то, что можно назвать уклонением от ответственности:
- Произошел взрыв неустановленных предметов. (Откуда они там?)
- На складе хранятся преимущественно инженерные боеприпасы, которые не имеют большой дальности разлета.
- Инженерные боеприпасы не оснащены снарядами, при возгорании и взрыве не производят разлета осколков и крупных фрагментов. При этом ряд взрывчатых веществ могут гореть и взрываться, производя ударную волну, большое количества пламени и шумовой эффект.
«То есть на военном складе загорелись неустановленные предметы, а пожар привел к взрыву совершенно безопасных боеприпасов. Именно поэтому, наверное, были эвакуированы жители ближайших сел и солдаты-срочники, автомагистрали закрыты, а движение поездов (300 метров от склада) остановлено», - добавил Ашимбаев.
Эксперт напомнил, как минобороны скупо призналось, что часть боеприпасов была вывезена с печально знаменитых складов в Арыси, которые взорвались два года назад. Поскольку на базе в Байзакском районе нет подземных хранилищ, то все было складировано на поверхности.
Ашимбаев также отметил, что после ЧП 2019 года военные обещали принять меры к недопущению подобных ситуаций. В январе следующего года постановлением правительства был утвержден перечень запретных зон при арсеналах, базах и складах, куда вошли 44 объекта, расположенные в том числе в Нур-Султане, Шымкенте, Караганде, Усть-Каменогорске, Семее, Таразе, Актау, Кызылорде, Актобе, Атырау, Капшагае и других.
«ЧП ставит под большое сомнение факт надежного хранения боеприпасов, а также не только работы, но и наличия систем сигнализации и пожаротушения. Их мониторинг, видимо, должен быть срочно произведен внешними, авторитетными и неподкупными экспертами. Не хочется признавать, но Вооруженные силы сегодня становятся, к сожалению, фактором не укрепления, а угрозы национальной безопасности страны», - отметил господин Ашимбаев.
О взрывах в воинской части в Байзакском районе Жамбылской области также высказывался отечественный политолог Досым Сатпаев.
«Новое ЧП в Казахстане в воинской части в Жамбылской области и опять с возгоранием на складе боеприпасов. Как видно, печальный урок взрывов в Арыси два года тому назад так ничему и не научил. И такие «невыученные уроки» отнимают новые человеческие жизни. В министерстве обороны предполагают, что пожар мог быть вызван либо нарушением техники безопасности, либо возгоранием хранившегося на складах тротила», - отметил Сатпаев.
По мнению эксперта, благо, что в Казахстане нет ядерного оружия, иначе страну давно бы превратили во второй Чернобыль.
Однако, политолог считает, что одна лишь отставка министра обороны не решит всех системных проблем, которые за долгие годы накопились в военном ведомстве страны.
«В конечном счете и само министерство обороны, как и все другие государственные ведомства (где постоянно происходят свои коррупционные «взрывы» и хищения), - это лишь часть неэффективно работающей системы госуправления, где под видом реформ предпочитают перекрашивать забор, но не перестраивать весь дом», - отмечает Досым Сатпаев.
Мнение зарубежных экспертов
Не остались в стороне и зарубежные специалисты. Журналисты телеканала «360» обсудили возможные причины происшествия с российскими экспертами – директором исследовательской ассоциации "Centero" Максимом Вилисовым и военным обозревателем Александром Жилиным.
Максим Вилисов заявил, что правительство Казахстана не зря выдвинуло версию о диверсии. Дело не только в ситуации с Афганистаном. Эксперт объяснил своё мнение:
«Террористические группировки готовы активизироваться. Центральная Азия — наиболее уязвимый регион», - считает он.
Существуют и другие предположения о происшедшем. Полковник Александр Жилин предположил, что с помощью пожара злоумышленники могли скрыть следы воровства. Он напомнил о подобных случаях в Советском Союзе:
«Это было у нас, если помните, это было на Украине. Чем Казахстан лучше? Я бы рассматривал эту версию в качестве приоритетной», - отметил эксперт.
Напомним, возгорание и взрыв произошли в воинской части Жамбылской области в четверг, 26 августа, в 19.10.
Всего, по данным министерства обороны, прогремело десять взрывов. Ведомство сообщило, что на территории воинской части хранились боеприпасы, доставленные со склада в Арыси, где в 2019 году имел место схожий инцидент.
В воскресенье, 29 августа, около 12.20 был зафиксирован хлопок. Жертв и пострадавших не было. Причины выясняются.
Число жертв достигло 15 человек. Поиски одного пропавшего продолжаются. Жив он или нет, неизвестно.
Замминистра обороны Мухамеджан Таласов заявил, что всем пострадавшим будет оказана помощь, а минобороны возьмет шефство над детьми погибших.
31 августа глава государства принял рапорт занимавшего пост министра оборонного ведомства Нурлана Ермекбаева об отставке.