Вооружен и для преступников опасен

Так уж совпало, что две эти информации пришли к вашему корреспонденту почти одновременно. Чуть раньше – газетное сообщение о том, как одного оперативника из группы захвата оштрафовали в Штутгарте аж на шесть тысяч евро за безосновательное, как подтвердила прокурорская проверка, применение слезоточивого газа по ходу задержания подозреваемого в грабеже.  Анализируя видео, эксперты не нашли в действиях потерпевшего, признанного впоследствии  преступником, “признаков активного сопротивления, вынуждающего применить спецсредства”.

Потом из Алматы по электронной почте поступило читательское письмо: “...Хотелось бы узнать, какие сейчас взаимоотношения у германской полиции с населением?  У нас в республике, как ни горько это признавать, полицию люди порой боятся больше, чем бандитов. А тут еще хотят ликвидировать ГАИ и разрешить по проекту “Универсальный полицейский” стоять с гаишной палкой чуть ли не каждому сотруднику МВД. Боюсь, тогда не хватит перекрестков не только на участковых, но и на тех  чиновников в погонах, которые раньше свои кабинеты не покидали. А начнешь возмущаться, что требуют пять тысяч тенге за что-либо, тобой не совершенное, так и оружием могут пригрозить. Мол,  застрелю, скажу, что ты на меня при исполнении напал. А как с этим вопросом у немцев? Им оружие выдается по утрам или они постоянно с пистолетом?  Какие именно табельные стволы? Насколько тщательно подготавливают тех, кому их доверяют? С надеждой на подробное разъяснение – Олег Палтусев”.

Как выпускник первого набора карагандинской тогда еще высшей школы МВД и бывший начальник следственного отдела из Аягуза могу лишь горестно вздыхать после очередной инфы про коррумпированность бывших моих коллег.  Сожалеть и завидовать  германским правоохранителям.  Ведь отношение народа  к своей полиции  у немцев и у моих земляков – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.   

На регулярно проходящих съездах “Профсоюза немецких полицейских” почти всегда присутствует глава государства. Недавно, к примеру, Ангела Меркель обращалась к стражам порядка даже дважды за день.  Сначала  – с трибуны съезда, потом с экрана компьютера по Интернету.  Бундесканцлерин не без гордости подчеркнула: Германия относится к одной из самых безопасных стран мира.  

Правда, мировой экономический кризис и тут дал о себе знать: под сокращения в стране попали почти семь тысяч полицейских должностей,  перестали расти зарплаты, стали ниже рождественские премии и прибавки к отпуску... Тем не менее статус столь нужной в любом обществе профессии остается впечатляюще высоким: более  80 процентов жителей Германии положительно относятся к стражам порядка своей страны.  Если верить заявлению специалиста – а профессор Карстен Дамс изучает проблемы взаимоотношения граждан и силовиков свыше сорока лет: в настоящее время имидж немецкого полицейского – лучший за всю историю ФРГ.

Свою роль в этом сыграло активное привлечение в органы представительниц прекрасного пола.  По словам Карстена Дамса, количество женщин-полицейских не просто растет. Почти половина всех вакансий на законодательном уровне отведена фройляйн и фрау.  Некоторые из них являются дочерьми казахстанских переселенцев.  Например, бывшая карагандинка Ирма Беккер (фамилия по ее просьбе   изменена) при  поступлении в “полицайшуле” сдавала тест в виде диктанта и относительно несложного диалога с экзаменаторами на бытовые темы. Большим плюсом во время экзамена посчитали ее свободное владение русским языком: в иных регионах ФРГ самое большое число преступлений до сих пор совершают выходцы с постсоветского пространства.

На пользу Ирме пошло и ее давнее увлечение спортом – спринт, бег на пять километров, преодоление полосы препятствий, подтягивание на турнике и упражнения на брусьях девушка сдала играючи.  Выпускница “реалшуле”, дающей неполное среднее образование, в свои 17 лет продолжила обучение в полицейской школе на севере Германии.  За три года Ирма приобрела навыки профессионального патрулирования, наружного осмотра с бдительной подстраховкой со стороны напарника, рукопашного боя, мастерского мото- и автовождения, неотложной медицинской помощи, снятия приступов агрессии у неадекватно ведущих себя лиц при помощи тонкого и верного психологического подхода...  Ну а если уж слова не помогают и опасность как для окружающих, так и для стража порядка реальна, немецкий полицейский вправе применить табельное оружие. Оно выдается на время смены в служебное время.

Вооружают немецких стражей порядка, как правило, автоматическим пистолетом HK P2000 с “чертовой дюжиной” патронов. Еще 13 – в запасном магазине. Иногда выдаются компактный пистолет-пулемет HK MP-5 и три магазина по 30 патронов к нему.  Оружие – мощное, надежное, но случаи применения его против преступников очень редки. Хотя, конечно, и такое бывает. Но после этого все германские СМИ шумят чуть ли не месяцами. А виновный попадает на скамью подсудимых.  Под Берлином, к примеру, убийство пьяного велосипедиста, не подчинившегося приказу остановиться,  обошлось разозлившемуся патрульному в семь лет тюрьмы. Другой страж порядка, уже в Дессау, вынужден был заплатить штраф в 10 800 евро за то, что пьяного темнокожего хулигана приковал в камере дежурной части к койке. А буян  взял да и поджег матрац, после чего задохнулся насмерть.  Дежурного обвинили тогда в том, что он неоперативно отреагировал на пожарную сигнализацию. Лишился своих погон и участковый, если по-нашему, из городка Реннертсхофен в Баварии. Парень умудрился... заняться сексом по взаимному согласию с молоденькой прихожанкой прямо на хорах местной церкви.  Возмущенная община постановила – такой аморальный страж порядка нам не нужен.  Управление полиции немедленно согласилось с мнением народа.

В Германии просчитано и записано все. Включая требования к полицейскому. Он должен быть не ниже 163 сантиметров для женщин и  165 сантиметров для мужчин. Но не выше 195 сантиметров! Обязательно медицинское заключение о пригодности. Плюс наличие водительских прав третьего класса, категории Б. Понятно, что должно быть отсутствие судимостей, годность к службе в полиции по силе духа и характера.

Обязательны: социальная компетентность, мобильность, превосходные  физические и моральные качества, признание демократических ценностей, талант работать в коллективе, коммуникабельность, гражданское мужество, умение принимать верные решения в экстремальной ситуации, приятный внешний вид...

Отвечающие всем критериям кандидаты в качестве начальной должности в полиции становятся стажерами –  согласно абзацу 1 параграфа 2 постановления о карьерной лестнице в федеральной полиции Германии. Затем следуют  средний, повышенный и высокий уровни. После спецшколы, квалификационного экзамена и проверки по всем учетам переселенка из Караганды Ирма Беккер стала “мастером полиции”. Сейчас она обер-майстер. То есть старший мастер.

В дальнейшем идет такая градация: комиссар полиции, верховный комиссар полиции, главный комиссар полиции, первый главный комиссар полиции...  Для этого надо иметь определенный стаж безупречной службы, получить общее или специальное высшее образование, быть не моложе 31 года к моменту назначения. А также отлично знать кроме родного и английского еще пару европейских языков.

Управленческий высший уровень – это уже член совета полиции, включенный в верховный совет полиции, директор полиции,  руководящий директор полиции, начальник подразделения федеральной полиции, директор дирекции федеральной полиции, президент дирекции федеральной полиции, начальник инспекции федеральной полиции...

Общеизвестно, немецкий страж порядка взяток не берет. Не только потому, что честен и порядочен. Мешают также иные сдержки и противовесы. Во-первых, патрульные всегда ходят парами, в общем-то, присматривая друг за другом. И потом, какую же это надо мзду предложить, чтобы она окупила все потери, что возможны в случае позорного увольнения?! Ведь германский полицейский относится к категории государственных служащих.  Такие, как экс-карагандинка, относятся здесь к чиновникам “средней государственной службы”.  Кстати, Ирма, получающая на своем полицейском старте 2000 евро чистыми, планирует уже в следующем году учебу на юрфаке Гамбургского университета. Придется пять лет штудировать науки без отрыва от службы. Но у стражей порядка в ФРГ рабочая неделя, как и у всех западных чиновников, не должна превышать 39 часов. Это дает немало возможностей для других занятий. Включая и получение диплома….

В шесть утра Ирма заступает на дежурство и объезжает в служебном “Опеле” с напарником Рольфом улицы своего города до 18.00. Затем двое суток предоставлена сама  себе.

Дослужившись до обер-майстера и 2500 ежемесячных евро на руки, Ирма мечтает  переквалифицироваться в защитника по уголовным делам. Что будет означать 5000–6000 чистыми и возможность купить приличный особняк.

Есть еще один путь карьерного роста –  как у бойфренда Ирмы. Рольф сдал на отлично государственный экзамен в научной высшей школе управления и превратился в подлинного германского бюрократа. “Бюрократ” у немцев – определение вовсе не ругательное. Этот тот, кто безукоснительно и неподкупно следует букве закона. Так что Рольф стремится возглавить отдел в министерстве юстиции. Что позволит иметь стабильно до семи тысяч евро в месяц. 75 процентов от этой суммы окажется в пенсионном статусе. И подарит весьма обеспеченную жизнь даже на склоне лет.

Берлин – Гамбург