Вокзал не для двоих

Для местных жителей это не просто одно из самых старых строений в городе, оно еще и часть истории, которая у Кызылорды уникальна.

Двести лет жизни города

Когда-то на том месте, где сейчас стоит Кызылорда, стояла крепость Ак-Мечеть, заложенная Омар-ханом, правителем Кокандского ханства, как его форпост, в 1820 году.

В конце июля 1853 года эту крепость штурмом взяли русские войска под командованием генерала Василия Перовского. Населенный пункт переименовали в форт Перовский.

Коканд пытался отбить крепость у русских военных, осада была в декабре 1853 года, гарнизон крепости под руководством коменданта Ак-Мечети Огарева ее выдержал без особых потерь.

В 1867 году форт стал центром Сыр-Дарьинского уезда – уездный город Перовск. Здесь появились школы, предприятия, лавки, мастерские ремесленников. А к моменту сдачи в эксплуатацию железной дороги Оренбург – Ташкент в 1905 году в городе построили здание вокзала и депо.

В октябре 1917 года в городе Перовске была установлена власть Советов. В 1922 году ему возвращено название Ак-Мечеть. В 1925 году Ак-Мечеть переименовали в Кзыл-Орду, и сюда из Оренбурга была перенесена столица Казахской автономной республики. И по 1927 год столица Казахской автономной республики в составе РСФСР находилась в Кзыл-Орде, затем была перенесена в Алма-Ату.

В советское время Кзыл-Орда была центром Кзыл-Ординской области – рисовой житницы Казахстана и нефтяного края.

17 июня 1997 года Указом Президента Казахстана транскрипция названия города изменена: с Кзыл-Орда на Кызылорда, а название области – с Кзыл-Ординская на Кызылординская.

И рубленый конский волос в кирпичах

Одно из красивейших зданий Кызылорды – железнодорожный вокзал станции Кызылорда – построен в 1905 году. На его постройку дал добро российский император Николай II, который 21 апреля 1901 года подписал “Указ о строительстве Оренбургско-Ташкентской железной дороги протяженностью в 1765 верст”.

Это была грандиозная стройка: на данной железной дороге было построено 72 станции, 159 разъездов и 17 крупных мостов! Руководителями стройки были знаменитые инженеры Урсати и Вяземский. Стоил проект, как это сейчас говорится, 130 миллионов царских рублей – гигантская по тем временам сумма.

Что интересно, железную дорогу начали тянуть одновременно из Оренбурга и Ташкента, и соединить ее планировалось в небольшой местности Кубек, “оно в 946 верстах от Оренбурга, а от Ташкента – 790 верст”, как писали тогда в газетах.

Вокзал Перовска из множества вокзалов дороги немного выделялся, все-таки Перовск в то время был крупным уездным городом, который надо было развивать. И железнодорожная артерия тут играла чуть ли не главенствующую роль.

Здание вокзала прекрасно своей величавой строгой архитектурой, а еще качеством строительства. В Оренбурге для него сделали закаленный красный кирпич, его и в те годы, и сейчас, уже по привычке, люди называют “николаевский”, по имени русского императора, затеявшего много важных строек.

Что интересно, в кирпич для здания вокзала добавляли конский волос – для усиления прочности, перекрытия у здания деревянные, кровля изначально была покрыта жестью.

Вместе со зданием железнодорожного вокзала в городе появились депо, водокачка, первые дома для железнодорожников, административные здания. Кстати, те дома для железнодорожников, построенные более 100 лет назад, и сейчас в отличном состоянии, умели люди строить! Они эксплуатируются, и даже малейших признаков ветхости этих зданий не наблюдается.

Как место исторических событий

Железная дорога, станция, депо, вокзал начиная со стадии их строительства дали присырдарьинскому населению работу. “Сырдарьинских киргизов”, как говорится в источниках начала прошлого века, охотно брали на тяжелые работы, которые исправно оплачивались. И люди поняли, что за железной дорогой будущее, стали селиться ближе к ней.

Как только был сдан в строй железнодорожный вокзал, стали прибывать в Перовск и на другие станции железной дороги Оренбург – Ташкент специалисты из городов России. Многие из них были с хорошим образованием, работали на станциях, в почтамтах, в образовании, на открывавшихся заводах и фабриках.

На станции Перовск тоже сложился крепкий коллектив, быстро перенявший революционный настрой железнодорожников России. И первыми революционерами присырдарьинских краев стали железнодорожники.

До 1917 года они работали в подполье, а после прямо в здании вокзала стали устраивать митинги. К слову, в советское время существовал даже музей революции в Перовске, он назывался музеем Селиверстова, по имени самого известного в краю революционера, и размещался в старинном парке железнодорожников. Позже его архивы и экспонаты передали в областной историко-краеведческий музей и госархив.

А сейчас на привокзальной площади расположен музей города, он называется “Музей Ак-Мечеть”.

Привокзальная площадь в Кызылорде несколько раз была реконструирована, и с каждым разом становилась всё просторнее и краше, а вот железнодорожный вокзал, хотя и пережил несколько реконструкций, сохранил свой первозданный вид. А иначе и быть не могло, ведь относиться с пренебрежением к памятникам истории – значит потерять духовность и связь поколений. К слову, в свое время здание железнодорожного вокзала Кызылорды внесли в реестр памятников истории и архитектуры региона, и оно охраняется государством.

КЫЗЫЛОРДА