Вокруг и около ядерных программ в Иране

Тегеран решил прервать длительное молчание и подтвердил наличие следов обогащенного урана еще на одном ядерном объекте. Заявление по этому поводу было сделано представителем Ирана в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Али Акбара Салеи.
Данное известие вызвало интерес к Ирану не только со стороны международных организаций, но и со стороны стран Евросоюза, а также США.
В своем заявлении официальный представитель иранских властей Абдолла Рамазанзаде так определил позицию своей страны: "Иран имеет право на мирные ядерные программы. Мы не признаем каких-либо ограничений на использование мирного атома для получения электроэнергии".
Но при ознакомлении с данными заявлениями возникает вопрос: почему сейчас встала проблема наличия у Ирана обогащенного урана и кому в настоящее время выгодно его будировать?
Рассмотрим несколько позиций, которые помогут более-менее обозначить круг стран, заинтересованных в данном вопросе. Это США, Великобритания, страны Евросоюза.
Остановится на каждой из вышеназванных стран. Итак, Великобритания. Если вспомнить все события, связанные с ее решением принять военное участие в военной кампании в Ираке, то можно констатировать - это были самые неприятные моменты для некоторых политических деятелей.
Многие вынуждены были покинуть свои кресла. Негативный резонанс, вызванный кампанией по расследованию законности привлечения вооруженных сил Великобритании, существенно отразился на позиции правящей партии страны, ставя под вопрос ее дальнейшее доминирование на внутриполитическом олимпе. Доводы, высказываемые за принятие решения по иракскому вопросу, звучали малоубедительно. Поэтому, вполне вероятно, чтобы, во-первых, отвлечь общественность от внутриполитической ситуации, можно было обратить их внимание на соседнюю с Ираком страну.
При этом нетрудно провести параллели между Ираком и Ираном, назвав их странами, принадлежащими к дуге нестабильности и производящими ядерное оружие, которое, к слову, никто еще и не видел. Во-вторых, обращая внимание общественности на иранскую проблему, кабинет премьер-министра может полностью или частично оправдать свое решение. Это можно сделать следующим образом: появление в прессе выдержек из доклада спецслужб Великобритании о сотрудничестве между Ираком и Ираном в области разработки ядерного оружия, что автоматически оправдывает кабинет премьер-министра и дает зеленый свет в привлечении вооруженных сил Англии для участия в возможной акции против Ирана.
При этом кабинет не только сохраняет свои позиции, но и правящая партия получает возможность реабилитировать себя в глазах своих избирателей.
Вторая страна, которой небезразлична ситуация вокруг Ирака - это США. Ирак и Иран - два государства, которые уже длительное время находились в зоне национальных интересов Вашингтона. А так как поиски ядерного оружия в Ираке ни к чему ни привели, то вполне логично было направить свой взор на соседа - Иран. Таким образом достигаются сразу несколько целей. Во-первых, упрочнение своих позиций в мире по отношению к проблеме с Ираком, так как не так уж и сложно провести параллели между Ираком и Ираном и не высказать предположение, что Багдад отдал на временное хранение Тегерану свои ядерные разработки.
Во-вторых, Белый дом может набрать очки перед своими избирателями, которые также недовольны внешнеполитической линией Вашингтона, а если учитывать тот факт, что выборы президента США не за горами, то можно прогнозировать активизацию деятельности Белого дома в повышении рейтинга нынешнего президента США в глазах отечественных избирателей. А это при затишье на внутриполитической арене можно сделать благодаря внешней политике.
В-третьих, появляется причина начать кампанию против Ирана. На первых этапах это может проходить в виде экономических санкций и привлечению экспертов из международных организаций для мониторинга и проведения экспертизы. При этом не исключено, что комиссии найдут дополнительно еще интересные факты для того, чтобы Иран окончательно причислили к "Оси зла". Это будет вполне реальным сценарием развития событий, так как наученные горьким опытом эксперты вряд ли будут проводить объективную экспертизу, а станут очередным пунктом во внешнеполитической игре.
В-четвертых, Вашингтон оставляет за собой право продолжать борьбу с терроризмом, имеющим ядерное оружие, на территории Ирана. С одной стороны это вызовет возмущение многих государств, с другой, если Белый дом и дальше продолжит информационную кампанию, направленную на создание отрицательного имиджа Тегерана в глазах мировой общественности, - он получит больше шансов для одобрения своих действий.
В-пятых, не стоит забывать, что Иран имеет прямое отношение к нефти, а также к нефти Каспия, что в настоящее время является немаловажным фактором для экономики Вашингтона. Белый дом уже давно усвоил старую аксиому: кому принадлежит нефть - тот может контролировать все процессы как со странами, потенциальными партнерами, так держать под контролем ситуацию в том или ином регионе.
И, наконец, страны Европейского союза, а точнее, его ядро - Германия и Франция. Безусловно, они обеспокоены данным известием, так как Иран уже длительное время имел перспективу быть названным ядерной державой, что при подтверждении данного факта привело бы к существенной изменении геополитической ситуации в регионе. Но, более чем вероятно, что как Франция, так и Германия в этой игре исполняют роль второстепенных игроков, потому что становится очевидным: они только свидетели тех или иных событий, происходящих вокруг Тегерана, не имеющие возможности как-то их изменить или предупредить.
Даже при отправке в Иран экспертов из МАГАТЭ возможен результат, при котором желаемое будет выдано за действительное.
Что касается Тегерана, то его позиция решительная. Безусловно, это внутреннее дело Ирана, но, при его обладании ядерным оружием, геополитическая расстановка сил в регионе меняется в корне. И это понимают как США и Великобритания, так и Германия и Франция. При подобном развитии сценария Вашингтону будет трудно проводить внешнеполитическую деятельность по отношению к Ирану на фоне роста недовольства со стороны рядовых избирателей, которые вряд ли захотят, чтобы их солдаты не только гибли под пулями, но и стали причиной ядерной катастрофы. Да и Германия с Францией в настоящее время не заинтересованы становиться свидетелями появления не земле еще одного ядерного государства.
Таким образом создается впечатление грамотно продуманной информационной кампании, цель которой заключается в подготовке общественности к новой акции против Ирана.
При этом Вашингтон учел все ошибки, которые были допущены при подготовке к Иракской кампании, Афганской и др. Но даже сейчас можно с большей долей вероятности говорить о том, что если Белый дом и начнет военную кампанию против Тегерана, то он не сможет встретить яростное сопротивление со стороны иранской армии.
При этом действия США и, безусловно, Великобритании вызовут у мировой общественности такую же реакцию, какую все наблюдали во время иракской компании.