И это, несмотря на то, что многие аналитики к заявлению Буша призывали относиться скептически. Мол, желание лидера США увидеть американских астронавтов на красной планете, где-то примерно к 2025 году - политическая утка.
В общем, аналитики не убедили: покорение вселенной опять стало модной темой. Масла в огонь добавили новые данные о желанной планете. В начале апреля Марсоход SPIRIT передал на Землю новые доказательства существования на Красной планете воды. На этот раз внимание ученых привлек необычайно светлый цвет одной из скал. На ее внешней стороне марсоход обнаружил небольшие трещины, вполне вероятно оставленные протекавшей ранее водой. А если на Марсе вода найдется, то колонизация этой планеты станет приоритетом для современной космонавтики.
Кто станет первым марсианином - вопрос уже политический, и даже империалистический. Первое государство покорившее Марс, получит право называть себя космическим гегемоном. Естественно, Джордж Буш младший в этой роли кроме США других государств не видит. Его план освоения космоса таков: к 2010 году США отправит свои шаттлы на пенсию и разработает принципиально новые корабли.
Именно на них к 2020 году Буш обещает вернуть американских астронавтов на Луну, чтобы создать там плацдарм для дальнейшего освоения космоса и, в частности, для подготовки полетов на Марс. Для реализации амбициозного плана, президент пообещал выделить дополнительно 12 миллиардов долларов и увеличивать ежегодно бюджет NASA на 5 %.
В целом выходит астрономическая сумма неподъемная для других государств. По оценкам независимых экспертов, стоимость всей программы освоения космоса, предложенной Бушем, приближается к триллиону долларов. Сразу после оглашения американского сценария покорения Марса дала о себе знать и Россия.
Первый заместитель гендиректора Российского авиационно-космического агентства Николай Моисеев в комментариях агентству ИТАР-ТАСС сообщил, что до конца года будет разработана Федеральная космическая программа до 2015 года, в которую, возможно, войдут и проекты по освоению Луны и Марса. Российский вариант освоения космоса по финансам на порядок проще, но не менее амбициозный. По словам конструктора РКК "Энергия" Леонида Горшкова, первый полет землян к Марсу можно организовать в 2014 году и для его реализации потребуется всего около $15 млрд., это ровно в 10 раз дешевле американского проект пилотируемого полета к Марсу, который оценивается в $150 млрд."
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" уже разработала эскизный проект корабля многоразового использования, способного доставить людей на Марс и затем вернуть на Землю. Еще один реальный претендент на марсианский трофей - Китай, третья и пока последняя страна в мире, запустившая в космос на своей ракете человека. К 2020 году поднебесная собирается устроить прогулку своих космонавтов по лунной поверхности. Заявление более чем серьезное. Технический уровень страны резко прогрессирует, впрочем, как и экономический. Европа тоже сторониться от амбициозного проекта не собирается. Директор пилотируемых программ Европейского космического агентства (ЕКА) Йорг Фестель-Бюхль прогнозирует, что пилотируемый полет на Марс может состояться не ранее, чем через 20-30 лет. У ЕКА есть долгосрочная программа межпланетных исследований - "Аврора". Она находится в самом начале и посвящена исследованию Луны и Марса. Впрочем, до Марса еще далековато, а Луна, в общем-то, рядышком. И ее освоение может дать не только научные и политические, но и практические дивиденды.
В конце ноября 2003 года на Гавайях состоялась 4-я конференция международной рабочей группы по изучению Луны, в дебатах участвовало 150 специалистов. В основном речь велась вокруг двух тем. Первой- как основать лунную цивилизацию, и второй - чем она собственно там будет заниматься. На сегодняшний день это уже не праздные мечтания фантастов.
По расчетам ученых воду и газы, пригодные для дыхания, на Луне можно производить, в лунных породах содержится водород и кислород. Стройматериалы тоже под рукой. Цивилизации нужен космодром для межпланетных перелетов и Луна идеальное для этой цели место. Колонизация малой планеты даст новые перспективы в изучении Вселенной. Загрязненная атмосфера земли, свет, исходящий от больших городов, опять же радиоволны затрудняют исследования космического пространства. К тому же с Земли сложно производить наблюдения инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучений. Построить академгородок на спутнике Земли мечта многих астрономов.
На лунной конференции среди прочих перспектив были названы ресурсы и энергия. Малая планета может решить энергетические проблемы землян. Институт космических систем США предложил проект создания лунных электростанций.
Специальные установки будут аккумулировать солнечную энергию, и передавать ее на Землю в виде микроволновых лучей. Ученые считают, что этот способ экологичен, источник энергии неисчерпаем, добыча, в конечном счете, не требует механических усилий и денежных затрат. Электростанции должны сооружаться из местных материалов. В соответствии с расчетами, энергетический луч не остановят ни перепады температуры в атмосфере, ни кучевые облака. Примерный бизнес-план института таков: первые $9 млрд. идут на строительство пробной конструкции, потом $50 млрд. - на оригинальную полномасштабную версию. По идее, проект должен окупиться всего в течение пяти лет. Международная рабочая группа по изучению Луны уже определилась с участком для строительства лунного поселения. Это может быть южный полис планеты и кратер Shackleton, где возможно местонахождение льда, скрытого от лучей солнца. Американские бизнесмены всерьез задумываются о возможности коммерческого использования ресурсов Луны. Компания Applied Space Resources (ASI) разрабатывает проект строительства базы на Луне и планирует осуществить первый коммерческий лунный рейс в течение ближайших 10 лет.
Использование космических ресурсов, по мнению специалистов компании, в ближайшее время станет очень выгодным бизнесом. Особый интерес у предпринимателей вызывает возможность разработки на Луне полезных ископаемых из платиновой группы: иридия, осмия, палладия, платины, родия и рутения. Все они обладают по-своему уникальными химическими и физическими свойствами: электропроводностью, устойчивостью к коррозии и каталитическими способностями.
На организацию первой экспедиции потребуется не менее 1,5 миллиардов долларов, но ASI считает возможным изыскать требуемые средства. По современным расценкам провоз космического багажа обойдется в $3 тысячи за полкилограмма веса. "Лунным" бизнесменам нужен свой космический "грузовик", чтобы лунный материал вошел в оборот землян. В настоящее время в науке принято считать, что передвигаться в космическом пространстве возможно только ракетным способом, то есть, когда для получения движения необходимо отбрасывать рабочее тело. Рабочим телом служит, масса газов от сгоревшего топлива.
Современные ракеты при всех своих технических наворотах больше напоминают огромные бочки с моторчиком. На стартовом столе масса ракеты "Энергия" составляет 2000 тон, из них топливный сектор занимает 1900 тонн, а сам космический корабль оставшиеся 100.
У "Шаттла" пропорции примерно такие же - 2750 тон и 135 тон соответственно. Перспектив у современной ракетной техники для полетов внутри Солнечной системы мало. Взять, к примеру, марсианскую экспедицию. Пилотируемый полет на Марс сейчас практически за гранью экономических возможностей любой страны. При запуске к Марсу аппарата весом в одну сотню килограммов с Земли должна стартовать ракета массой в несколько сот тон.
Для пилотируемого полета на Марс потребуется полезный груз тонн в 500, поэтому ракету для его доставки построить невозможно, ее цена будет исчислять триллионами долларов.
Предложение о таком грузовике, как это не парадоксально, имеется у Казахстана. Отечественный ученый директор физико-технической лаборатории Владимир Глушко предлагает совершенно новый способ передвижения в космическом пространстве, отталкиваясь от самого пространства, т.е. от электромагнитных волн. Модель движителя была сделана еще в начале 90-х. На всемирной выставке научных достижений и ноу-хау, проходившей в Брюсселе в 1993 году, он получил серебряную медаль, как первый реально действующий неракетный линейный электрический движитель, у которого статором служит сам физический вакуум. Разработанные вакуумные электромагнитные движители создают пока небольшую тягу, не превышающую 10 мг., но уже сейчас они могут быть использованы в качестве движителей коррекции орбит геостационарных спутников.
Сейчас детище отечественного ученого рассматривают российские специалисты. Обсуждается проект по запуску первого спутника с новым движителем.
Изобретатель надеется, что если все пройдет успешно, то Казахстан сможет открыть эру электрических машин Большого Космоса.
И тогда полеты к Марсу станут вполне заурядным явлением.