Военный баланс в Центральной Азии

Практически все республики начали уделять своим национальным силам более пристальное внимание. Это касается как военно-материальной базы (техника и вооружение, модернизация), так и финансовой стороны (реформирование родов войск и подразделений, зарплата военнослужащих, обучение, льготы и пособия).
На сегодня можно констатировать, что безоговорочного лидера среди республик Центральной Азии не существует.
Так, по парку военной авиации, бронетанковой техники Туркменистан занимает лидирующее место в регионе. Наименьший вертолетно/самолетный парк располагается в Кыргызстане. Однако это не пугает Бишкек, так как размеры республики позволяют современному истребителю-перехватчику ВВС России, размещенному на военной базе в Канте покрыть территорию за несколько минут, что затрудняет выполнение боевой задачи летным машинам подобного класса.
Вооруженные силы Таджикистана по многим параметрам уступают Казахстану, имеющему в своем распоряжении танковые подразделения. Но в условиях горной местности и ограниченной видимости бронетанковая техника становится малоэффективной.
В данном случае большую роль играет человеческий фактор, то есть подготовленность военнослужащих к действиям на пересеченной местности в условиях гор.
Узбекистан также уступает армии Казахстана, но у военнослужащих республики, в отличие от своих соседей, имеется практический опыт ведения боевых действий, что является более значимым показателем боеготовности подразделения для участия в различного рода вооруженных конфликтах.
Казахстан как и Туркменистан, имея в своем распоряжении базы со значительными запасами бронетанковой техники не в состоянии полностью их использовать по причине отсутствия такого большого количества специалистов, а также в связи с неимением ремонтно-восстановительной базы, способной поддерживать в исправном техническом состоянии вооружение и технику, находящиеся в распоряжении армий двух республик.
Военные реформы
Практически во всех республиках региона были проведены/проводятся реформы вооруженных сил.
Вместе с тем реформы ВС во многом ограничивались/ограничиваются в большей степени реорганизацией уже существующих подразделений и их трансформацией (слиянием/разделением). Каждая республика "отличилась" своими нововведениями в этой области.
Так, в Кыргызстане появились Силы немедленного реагирования в состав которых вошли мобильные подразделения специального назначения полного состава министерства обороны, министерства внутренних дел, министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, национальной гвардии, службы национальной безопасности.
Другим нововведением стал новый вид вооруженных сил - Силы Воздушной обороны, и Силы быстрого развертывания, которые содержатся в готовности к доукомплектованию, оперативному развертыванию на угрожаемых направлениях в целях наращивания боевых возможностей группировок сил немедленного реагирования и охраны государственной границы в приграничном вооруженном конфликте любого масштаба.
В Казахстане появились Аэромобильные войска. В их состав вошли десантно-штурмовые подразделения, части и соединения. Фактически новый род войск является "старыми, добрыми" ВДВ, но с претензией на реформы.
Таджикистан также внес свой вклад в процесс реформирования своих национальных сил. В 2003 году были образованы Мобильные войска, в состав которых вошли десантные, горнострелковые подразделения, а также силы специального назначения.
В Узбекистане были сформированы Силы специального назначения на базе действовавшей в советское время 15-й бригады специального назначения, 459-ой отдельной роты специального назначения.
Туркменистан является единственной республикой региона, которая не стала переименовывать свои войска в соответствии с веяниеми времени и моды, но вместе с тем проводит аналогичную реформу национальных Вооруженных сил.
Территориальное размещение
Практически все республики региона провели передислокацию своих подразделения в соответствии новыми угрозами и вызовами их суверенитета и государственной безопасности.
В Узбекистане действуют четыре военных особых округа:
Юго-Западный - штаб командования располагается в г. Карши;
Восточный - штаб командования располагается в Фергане;
Центральный - штаб командования располагается в г. Джизаке;
Северо-Западный - штаб командования располагается в г. Нукусе.
Вооруженные силы Туркменистана размещены по территориальному принципу, в соответствии с количеством областей:
военный округ Ахалского велаята (области);
военный округ Балканского велаята;
военный округ Дашогузского велаята;
военный округ Лебапского велаята;
военный округ Марыйского велаята;
Под Ашхабадом дислоцируется отдельная бригада.
Подразделения Вооруженных сил Казахстана дислоцируются по региональному признаку. В настоящее время региональные командования подразделяются на:
командование "Астана" - штаб командования располагается в городе Караганда.
командование "Восток" - штаб командования располагается в городе Семипалатинск
командование "Запад" - штаб командования располагается в городе Атырау.
командование "Юг" - штаб командования располагается в городе Тараз.
Точных сведений о дислокации подразделений вооруженных сил Таджикистана нет, поэтому можно предположить, что основные силы сосредоточены в районах городов Курган-Тюбе, Худжанте и Кулябе - местах постоянной дислокации отдельных мотострелковых бригад.
Подразделения вооруженных сил Кыргызстана дислоцируются на месте Койташской и Ошской бригад, доставшихся республике со времен СССР.
Финансирование ВС
Одним из основных факторов, свидетельствующих о заботе государства к своим вооруженным силам, является их финансирование. В данном случае стоит отметить, что все республики Центральной Азии начали его увеличивать.

№№ пп Страна Расходы на оборону в 2005 г. (млн. долл.) Расходы на оборону в 2006 г. (млн. долл.) Доля расходов на оборону в % от ВВП в 2006 г. Расходы на оборону в 2007 г. (млн. долл.) Доля расходов на оборону в % от ВВП в 2007 г.
1 Казахстан 448 604 1,01 1220 1,2
2 Кыргызстан 30,6 34,5 1,3 40,4 1,3
3 Таджикистан 42 43,2 1,7 52,2 1,8
4 Туркменистан 80 82,8 0,53 113,6 0,6
5 Узбекистан 736 809,2 5,2 902,4 4,8

Примечание: таблица составлена на основе информации Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа РФ, Информационного агентства "Фергана.ру" и гос. бюджетов республик Центральной Азии.

Из представленных выше данных становится понятно стремление республик путем увеличения финансирования своих национальных сил обезопасить себя от новых угроз.
***
Насколько боеспособными станут вооруженные силы республик Центральной Азии - покажет время.
Но тот факт, что практически все страны региона являются членами той или иной региональной организации, в задачи которых входит защита членов-организации от всякого рода рисков и угроз, служит очередным доказательством тому, что республики региона пока не в состоянии рассчитывать на собственные силы в случае возникновения внештатных ситуаций у своих государственных границ, либо внутри республик Центральной Азии.

Изображение с сайта http://www.icwc-aral.uz