В частных авиакомпаниях таких летчиков-асов принимают с распростертыми объятиями. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz выяснил, что основной причиной нежелания летного состава продолжать службу в ВВС РК является низкая заработная плата, особенно по сравнению с оплатой труда гражданских пилотов и специалистов авиаструктур КНБ РК.
- Производимое по Указу Президента Касым-Жомарта Токаева повышение должностных окладов военнослужащим Вооруженных Сил Казахстана за 2021-2023 годы почему-то не коснулось летного состава Минобороны и Национальной гвардии, - комментирует бывший заместитель командира эскадрильи майор запаса Сергей Зинченко. – При всем при том нагрузка на летчиков, особенно в военно-транспортной и армейской авиации, в разы выше, чем в той же авиации КНБ и на гражданке.
- Сергей Николаевич, но ведь начиная с 2021 года всем нашим военнослужащим по распоряжению Президента оклад был увеличен на 35 процентов, а в текущем 2022 году ещё на 25 процентов.
- В том-то и дело, что это повышение абсолютно не коснулось летного состава ВВС СВО ВС РК. Складывается такое впечатление, что мы - летный состав – это как бы и не военнослужащие вовсе. Обидно однако это осознавать. На сегодня денежное содержание личного состава, который обеспечивает полеты, практически сравнялось с теми, кто поднимается в небо, рискует, испытывая колоссальные нагрузки на свой организм. Хочется понять, кто же определяет, кому в армии поднять оклады, а кому нет. Всем известно, что поручение повысить оклады военным было дано Президентом РК – Верховным Главнокомандующим ВС РК, а летный состав – это ведь тоже военнослужащие. Почему же тогда нам не повышают денежное довольствие, как это происходит в других видах и родах войск?! Конечно, на этом фоне и происходит ощутимый отток летного состава. После окончания сроков первого после окончания Военного института 10-летнего контракта боевые летчики не продлевают его, а уходят в гражданскую авиацию или структуры, где оклады значительно выше. К примеру, уходят в авиацию КНБ. Есть этому конкретные примеры. Подчеркиваю, уходят высококвалифицированные летчики-инструкторы, летчики, несущие боевое дежурство, летчики-асы. Вот что обидно-то. Но, чтобы подготовить летный состав до этого уровня, государство тратит огромнейшие средства.
Умопомрачительные цифры
В распоряжении медиа-портала Caravan.kz оказался один очень интересный документ, который был адресован премьер-министру РК Алихану Смаилову. В нем как раз и говорится о накопившихся проблемах в Силах воздушной обороны ВС РК, напрямую связанных с денежным довольствием летного состава и иным материальным обеспечением. Письмо это было подписано еще прежним министром обороны. Офицеры подали в суд на управление Министерства обороны
- Цифры в этом документе реальные, причем факты эти подтверждены аналитическими записками, а сведения - достоверными сводками из войск, - продолжает Сергей Зинченко. - Оказывается, летчики 1 и 2 класса сейчас увольняются в возрасте 31-35 лет при возрастных ограничениях состояния на службе летчиков тактического звена в 47-48 лет. При этом совершенно не оправдываются затраты государства на их обучение и подготовку. Посудите сами, обучение каждого(!) курсанта - будущего летчика - в Военном институте СВО обходится в 19 млн тенге. А подготовка военного летчика к выполнению боевых задач в авиационных частях ВВС на самолете Су-30СМ до уровня 2-го класса обходится порядка в 6,5 млрд тенге. Это больше 15 млн долларов США. Стоимость одного часа налета на данном типе самолета в зависимости от выполняемых задач доходит до 30 тыс. долларов США. А летчику надо налетать норму в 50 часов налета, чтобы достичь определенного уровня. Диспропорция же оплаты летного состава в государственной военной авиации и гражданской огромна. Сейчас оклад лейтенанта ВВС, пришедшего после окончания Военного института, составляет всего 147 тыс. 575 тенге. За звание ему начисляется еще 38 тыс. 226 тенге. Итого – 185 тыс.801 тенге.
- А старшим офицерам сколько платят в месяц?
- Командир эскадрильи в звании «подполковник» может рассчитывать на 324 тыс. тенге. (257 тыс. оклад по должности и 67 тыс. тенге по званию). «Потолок» со всеми надбавками – 430 тыс. тенге. А теперь давайте сравним, сколько в месяц получает летчик в структуре КНБ. Там денежное довольствие у летного состава доходит до 800 тыс. тенге в месяц. А если брать для сравнения гражданскую авиацию, то там помощник(!) командира воздушного судна получает 1,5 млн. тенге. А командир, соответственно, раза в два больше. Потому летному составу ВВС ВС РК и обидно очень. Обделили боевых летчиков у всех на глазах и буквально наплевали в душу. А когда еще твердят на всех углах, что Верховный главнокомандующий пообещал военным еще раз поднять денежное довольствие на 30 процентов, а летчики в этот разряд опять не попали, то не стоит удивляться, почему летные базы массово покидают опытные пилоты. У них тоже семьи, и их надо кормить. Детей учить, жилье приобретать. Проблем на самом деле очень и очень много. Обо всех сейчас не расскажешь.
- Вы когда ушли в запас?
- В сентябре. Не успел еще как следует окунуться в гражданскую жизнь. А за сослуживцев, которые остаются пока еще в строю, обидно. Они все летчики высокого класса. Их следует всецело поддержать. Не дать уйти, оставить. Но не силой приказа задержать и не окриком, а созданием соответствующих условий для жизни и службы. Думаю, что если прогнозируемый ежегодный отток летного состава дойдет до 25 процентов, то это приведет к ощутимому снижению боеспособности и боевой готовности всей военной авиации. Для восстановления потребуются дополнительные временные и финансовые затраты. Это очевидно.
Деньги любят счет
В документе на имя премьер-министра Алихана Смаилова бывший министр обороны указал конкретное количество военных летчиков, у которых оканчиваются контракты. В этом году у 39 старших офицеров, в 2023 – у 47 человек. Останутся они в армейском строю или уйдут, пока никому неизвестно. Знаю, что в прошлом году уволились 5 высококлассных летчиков. Трое из них уже работают в гражданской авиации, управляют воздушными судами известных компаний, а двое других устроились в подразделения авиаслужбы КНБ РК.
Напомню, что денежное довольствие военнослужащих ВС РК складывается из оклада по воинской должности (в зависимости от выслуги лет), воинского звания и надбавок. Действующая тарифная система представляет собой основу, на которой держится организация оплаты и стимулирования воинского труда. Кроме того, каждый военнослужащий получает надбавку за классную квалификацию, которая повышается в процессе всей воинской службы. К примеру, специалист 2-го класса получает надбавку 10 % от должностного оклада, специалист 1-го класса – 20 %, а военнослужащему, имеющему квалификацию "Шебер" (мастер-наставник), добавляется 30 %.
По словам начальника департамента экономики и финансов Минобороны полковника Аскера Бейсенова, все надбавки условно делятся на компенсирующие и стимулирующие. Первые компенсируют вред здоровью, связанный с военной службой в экстремальных условиях. А стимулирующие способствуют повышению профессионализма и достижению высокого уровня готовности в какой-либо определенной сфере деятельности.
Как десантник, знаю, что надбавки бывают за прыжки с парашютом, за классную квалификацию и работу с секретными документами. Также предусмотрены выплаты за шифровальную работу, за работу со сверхчастотной аппаратурой, за особые условия прохождения службы в военной полиции, за работу с иностранными языками в оперативной деятельности, за проживание в зонах экологического бедствия.
Мало кто знает, но уже вышло специальное постановление правительства, в котором говорится о надбавках военным медикам(!), а также за привлечение к мобилизационной работе. За обеспечение сохранности вооружения, боеприпасов, боевой техники и имущества. За повышение постоянной боевой готовности и несение боевого дежурства. Вот только о военных летчиках почему-то в правительстве опять неоправданно забыли. Медиа-портал Caravan.kz направил очередной запрос в Минобороны о ситуации в ВВС РК, на который ответ пока не получен. Будем надеяться что нынешний Министр обороны генерал-полковник Руслан Жаксылыков добьется увеличения окладов и летному составу тоже, чтобы остановить отток специалистов из войск. Работа по этому вопросу им ведется давно и активно. Будем держать вас в курсе.