Военная пенсия: до и после

За этот период вкладчиками накопительных пенсионных фондов стало более 6 миллионов человек, что составляет примерно 70% трудоспособного населения страны.
Новые положения пенсионного законодательства знают большинство казахстанцев, о реформе много писалось и пишется в средствах массовой информации, регулярно Уполномоченным органом публикуются сведения о деятельности НПФ.
Все это создает уверенность в том, что возврата к старой, солидарной государственной пенсионной не будет, и через 25-30 лет граждане будут получать пенсионные выплаты в основном из накопительной пенсионной системы.
Можно сказать, что реформа состоялась и накопительная пенсионная система твердо встала на ноги. 16 НПФ, работающих на рынке пенсионных услуг сегодня действуют в острой конкурентной борьбе.
Идет ожесточенное соревнование за вкладчика, за привлечение новых участников пенсионной системы. Различные мониторинги общественного мнения показывают, что казахстанцы проявляют все более активное внимание к деятельности пенсионных фондов, интересуются их доходностью, зачастую переводя свои накопления из одного фонда в другой.
Однако не все вопросы деятельности НПФ и их взаимодействия с гражданами, сегодня решены. В стремлении всячески обезопасить пенсионные накопления государство порой чрезмерно увлекается администрированием в этом вопросе, что зачастую ведет к различным юридическим казусам, нарушающим права будущих пенсионеров. Один из таких нерешенных вопросов - выплата пенсий военнослужащим и работникам правоохранительной системы.
Сегодня они резко не согласны с существующими положениями о порядке получения пенсионных выплат военнослужащими и сотрудниками силовых структур, имеющих специальные звания. Эти граждане, по сути дела, серьезно ущемлены в своих правах.
Пенсионные выплаты, к примеру, они могут получать при выходе на пенсию по выслуге лет, по достижению установленного законом возраста, но только через страховые организации, с использованием не более 50% своих пенсионных накоплений. Иначе говоря, если сотрудник имел к 45-летнему возрасту, например, 600 тыс. тенге пенсионных накоплений, страховая организация расчет его пенсионного аннуитета должна производить до 63-летнего возраста исходя из суммы в 300 тыс. тенге. За 18 лет это составит не более 3 - 5 тыс. тенге в месяц. И то - при условии инвестирования этих пенсионных накоплений в надежные и достаточно доходные финансовые инструменты.
По закону ежемесячная страховая премия из страховой организации должна быть не менее минимальной (на сегодняшний день это 5800 тенге).
И поэтому созданная в начале этого года назад страховая компания "Валют -Транзит life" (единственная в стране на сегодня, имеющая право заключать такие договоры), договоры пенсионного аннуитета с лицами, имеющих 500 тыс. тенге пенсионных накоплений и менее, не заключает. Практически же это означает, что если у вкладчика сегодня имеются незначительные пенсионные накопления, и по закону он имеет право на их получение, то выплаты из этих накоплений ему будут производиться только с 63-летнего возраста, через НПФ. И военнослужащему, вышедшему на военную пенсию в 45 лет, остается только ждать долгие годы, чтобы получить свои деньги.
А он мог бы с момента выхода на пенсию по выслуге лет получать пенсионные выплаты в большем объеме, с учетом назначенной пенсии из Центра за выслугу лет - до 1998 года. Тогда общая сумма пенсионных выплат была бы на уровне сегодняшней пенсии, назначаемой сотруднику за 25 лет службы. Это, как считают в общественных организациях военных пенсионеров, прямое ущемление их конституционных прав, при том, что они несут ежедневно тяжелую и опасную службу. Это же в будущем ждет всех военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания. НПФ, особенно те, в которых хранят свои накопления военные пенсионеры, через общественные организации правоохранительных структур неоднократно вносили по этому поводу предложения, вплоть до мажилиса РК.
Но пока они не услышаны во властных структурах, хотя в частных беседах многие ответственные лица признают несправедливость создавшегося положения. Так же ущемляются права инвалидов, которые по закону могут получить свои пенсионные накопления только через страховую организацию.
Но даже в случае перенесения сроков выплат через страховые компании военнослужащие и работники силовых структур по-прежнему остаются ущемленными, по сравнению с другими категориями пенсионеров. Ведь в соответствии с законодательством, страховые выплаты не наследуются, и в случае смерти пенсионера, страховая организация выплатит семье или лицу, осуществившему погребение, пособие не более размера, установленного законодательством. Остальные средства остаются в страховой компании, чем ущемляются его права и права его наследников, членов его семьи. Надо ли говорить, что перевод средств в страховую компанию пенсионер производит вынужденно, чтобы получить хоть какие-то пенсионные выплаты в приемлемые сроки, так как не может получать их из НПФ - из-за своего возраста и существующих нелепых инструкций.
Военные считают, что такое положение необходимо менять. Они должны сами выбирать порядок получения пенсионных выплат: или из страховых организаций, или из пенсионных фондов, без учета их возраста. Выход в отставку, при условии выслуги лет, должен быть главным критерием для начала выплаты пенсии. Такие нормы - именно для военнослужащих - имеют другие страны, использующие накопительную пенсионную систему.
Возникает и другой парадокс. Сегодня граждане не достигшие пенсионного возраста, но получающие пожизненные пенсии из Центра, в случае трудоустройства обязаны перечислять пенсионные взносы.
До 1 января 2003 года эта категория лиц законодательно была освобождена от уплаты взносов - что было логично. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан объясняет это тем, что у граждан будут дополнительные пенсионные накопления. Но ведь Законом предусмотрено, что все граждане могут вносить добровольные пенсионные взносы. Зачем же навязывать эту функцию людям в обязательном порядке? Это прямое ущемление прав уже состоявшихся пенсионеров. Многие пенсионные фонды также вносили предложения об отмене такой нормы Закона.
Не совсем понятна и методика получения пенсионных выплат гражданам. По постановлению Правительства № 661 вышедшего в июне 2003 года, гражданин сегодня не может практически получить более 100 тыс. тенге в год. Пенсионные накопления получают лица, достигшие пенсионного возраста (63 и 58 лет). Они имеют пожизненные пенсии из Центра, а накопления за 6 лет реформы не превышают у многих 200-300 тыс. тенге. По методике Правительства НПФ готовит графики выплат и получается, что самая большая сумма - это 100 тыс. тенге. Остальные выплаты переходят на следующие годы. Граждане высказывают справедливые нарекания. Они хотели бы получить все пенсионные накопления, использовать их на лечение или другие цели, но не могут. Кто устанавливал эту методику - непонятно, но ясно, что и здесь своими пенсионными деньгами распоряжается не сам пенсионер, а чиновник.
Вероятно, что такая система была бы правильна в будущем, когда граждане практически не будут иметь пенсий, выплачиваемых из Центра. Но сегодня надо разрешить людям самим выбирать размер пенсионных выплат.
Решение этих вопросов, большая открытость Фондов и организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность, помощь Правительства и Уполномоченного органа в расширении финансовых инструментов, куда будут вкладываться пенсионные накопления вкладчиков, а главное - ликвидация ненужных "барьеров" на пути вкладчиков, позволят создать надежную и долговременную пенсионную систему, которая будет отвечать всем требованиям социальной защиты граждан в старости.
Будущие пенсионеры должны прежде всего убедиться, что система эта справедлива, что они по-настоящему являются хозяевами своих пенсионных накоплений и, находясь на заслуженном отдыхе, имеют возможность жить хорошо и обеспеченно.