Водная блокада

Удар наотмашь

Жители села Петерфельд, что в нескольких десятках километров от Петропавловска, не скрывают, что даже во времена всеобщего развала они в 90-х жили как у Бога за пазухой.

Петерфельд – единственное в области село, благоустроенное на все сто. Провести центральное водоснабжение, канализацию и центральное отопление в собственное жилище мог практически каждый. Уникальность села еще и в том, что коммунальная инфраструктура пережила все перипетии разрухи кризисного времени. Власти берегли ее как зеницу ока не потому, что Петерфельд был образцово-показательным селом, а потому, что здесь находилось одно из крупнейших в стране предприятий по перекачке нефтепродуктов.

Но в один миг не приученные к тяготам обычной сельской жизни жители Петерфельда оказались заложниками цивилизации. Нет воды – не работает канализация. Без регулярной водной подпитки может остановиться и котельная. В условиях ноябрьских северных морозов это полное разморожение системы отопления села. А это бедствие не только для частного жилья, но и детсада, школы, больницы.

Кто отрезал водопровод?

30 и 31 октября Соколовское управление водопроводов РГП “Есил су” проводило профилактические работы на участке Кривоозерка – Петерфельд. Закончив работу, водники пустили воду по трубе, и случилось непредвиденное. Вода пошла не в дома жителей Петерфельда, а бурным потоком вырвалась в поле, мгновенно превратив его в бескрайнее море.

Ломать голову над причинами ЧП долго не пришлось – здесь же работали добытчики металлолома, выкапывавшие старый отвод – “времянку” от центральной водной магистрали.

– Приехали замакима Кызылжарского района, начальник местного ЖКХ и автодорог, начальник Соколовского управления водопроводов РГП “Есил су”, представитель районного отдела внутренних дел, и мы составили акт о том, что 31 октября 2009 года в районе 517-го километра автотрассы Челябинск – Новосибирск на водоводе Кривоозерка – Петерфельд самовольно выкопали действующий водовод. Акт подписал и некий господин, представившийся мастером бригады, ведущей раскопки, предъявивший удостоверение личности на имя Устьянцева Ю. Н., – цитируя документ, рассказывает Рафаэль Ильчигулов – предприниматель, отвечающий за водообеспечение Петерфельда.

Комиссия подсчитала, что за неполные сутки “ударного труда” бригада раскопщиков с современной мощной импортной техникой умудрилась разрыть 800 метров действующего водопровода, 230 из них успели вытащить из земли, а 30 метров – отрезать.

Признав, что выкопан действующий водопровод, человек, назвавшийся представителем фирмы, ведущей раскопки, по словам Рафаэля Ильчигулова, обещал исправить свою вину.

Взглянуть на разрешительные документы добытчиков трубного металлолома, узнать хотя бы название фирмы тогда не удалось.

Спустя пару дней раскопщики принялись укладывать водопровод обратно. Трубу сварили на скорую руку, местами присыпали землей и… были таковы.

Когда будет вода?

Приехав на место происшествия 5 ноября, мы с Рафаэлем Ильчигуловым увидели удручающее зрелище. След современной импортной техники на месте раскопок простыл, рабочая армия растворилась в бескрайних полях. Водовод так и остался лежать в траншее, залитой водой. Местами его уже сковал лед. Когда теперь в село вернется вода, неизвестно.

Аманжол Нурбаев, начальник РГП “Есил су”, говорит, что подача воды невозможна, пока не будут устранены все повреждения водопровода.

Чтобы его запустить, надо восстановить изоляцию, провести гидравлическое испытание, промывку с дезинфекцией, закопать на необходимую в условиях севера глубину, наконец.

Кто это будет делать, тоже неизвестно. Как и то, кто возместит нанесенный ущерб, вылившийся только водникам больше чем в миллион тенге?

Поэтому у единственной в Петерфельде общественной колонки в очереди стоят часами. Насколько безопасна здесь вода, никто не знает. Раньше над этим не было нужды задумываться.

Самое близкое место, где можно набрать чистой питьевой воды, – село Кривоозерка. По трассе это около 20 километров езды.

Выйти на нее и перекрыть международное движение собственными телами, если виновник не будет найден и наказан, а авария устранена, – об этом сельчане говорят уже всерьез.

Инна ЛОПАТКО, фото автора, Петерфельд – Петропавловск