Преобразованный облик сотрудников дорожной полиции будет, как в песне: "доблестным, честным, сердцу дорогим". Если эксперимент окажется удачным, такие инспекторы появятся в каждом городе Казахстана.
Реформа
- Караганду выбрали потому, что в Алматы и Астане будет проводиться очень много международных мероприятий, - говорит Омурзак Тусумов, начальник департамента дорожной полиции МВД РК. - Поэтому мы решили не трогать и без того сильно загруженных дорожных полицейских этих городов. А если взять количество жителей, автомобилей и протяженность дорог, то Караганда лучше всего подходит для подобного эксперимента.
На самом деле программа реформирования дорожной полиции Казахстана еще находится на стадии разработки, тем не менее первые ее предвестники - эксперимент по внедрению идеальных инспекторов дорожной полиции стартовал в Караганде 1 июля.
По замыслу министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова за девять месяцев нынешний инспектор должен переродиться в этакого универсального "солдата" - красивого, высокого, подтянутого (это одно из требований). Сотрудник дорожной полиции должен будет самостоятельно (без специальной группы) уметь ориентироваться на месте ДТП, составлять протокол и схему происшествия, допрашивать участников аварии, помочь в случае поломки водителям и т.д., вплоть до пресечения уголовного преступления (за что будут получать премии). Кстати именно система премиальных будет стимулировать каждого сотрудника УДП работать все лучше и лучше, ведь тот, у кого на участке будут плохие показатели, рискует остаться на голой зарплате в 20 тыс. тенге.
- Универсальный дорожный полицейский должен вызывать у автовладельцев только доверие, - говорит Омурзак Тусумов. - Сейчас по большей части люди представляют их грубыми, не всегда опрятными людьми, которые охотятся за деньгами. По нашему замыслу, экспериментальный полицейский будет подтянутым, высокообразованным, воспитанным, то есть соответствовать квалификационным требованиям. Проявлять вежливость и обходительность он должен только с нормальными водителями. А с хамами и пьяными разговор будет короткий.
Во время эксперимента УДП ДВД Карагандинской области проведет внеочередную аттестацию личного состава. После этого лучшие, оставшиеся в рядах дорожной полиции, получат новую форму. Кстати к содержанию оной также будут предъявляться повышенные требования.
- Какие сейчас стоят вдоль дорог инспекторы? - говорит Омурзак Тусумов. - Страшно подойти. Кто посмотрит - начинает их бояться. А мы хотим одеть полицейских с иголочки, чтобы к ним можно было относиться с доверием.
Вдобавок ко всему инспекторы УДП получат новые скоростные машины, оснащенными ноутбуками, видеокамерами и новейшими средства связи.
- Стыдно, но сейчас дорожная полиция Караганды - самая технически отсталая в стране, - говорит Омурзак Тусумов. - Даже во многих городах, не являющихся областными центрами, техническое оснащение полицейских намного лучше. Я уже не говорю о крупных городах. И в этом частично виновата исполнительная власть, которая не выделяет достаточно средств. Но сейчас мы этот вопрос решили. Поэтому начинать будем с того, что обеспечим инспекторов всем самым необходимым. Дорожный полицейские не должен прятаться за углом или в кустах и вылавливать нарушителя. Он должен находиться в режиме постоянного передвижения на автопатруле по определенному маршруту. Транспорт мы предоставим. Если авария - помоги, вызови дежурную группу, прими меры, чтобы не было заторов. Случилась с кем-то беда - сломалась машина - окажи помощь.
Контролировать ход эксперимента Омурзак Тусумов будет лично. Средства на финансирование новшеств будут поступать из областного и республиканского бюджета.
Надо добавить, что реформа началась с объявленной министром МВД войны коррупции. Напомню, что при этом министр издал несколько распоряжений, например, запрещающих останавливать водителей за нарушение скоростного режима без радара, оснащенного видеосистемой. А ночные дежурства на дорогах стали возможными лишь в присутствии журналистов.
- Мы признаем: коррупция в дорожной полиции есть, и она достаточно сильна, - говорит Омурзак Тусумов. - Только за последние два года за коррупционные и другие правонарушения отстранены от занимаемых должностей 9 начальников областных управлений. Это при том, что их всего 16: 14 областных и по одному на Алматы и Астану. Да и простых инспекторов мы увольняем. За те же два года в строевых подразделениях заменили больше 700 человек. Это 27% всего личного состава. Но сейчас идет неправильное толкование наших действий и указов. Вот говорят: "остановить нельзя", а я говорю еще раз - можно, если нарушение очевидное, инспектор обязан это сделать. А сейчас идет, не боюсь этого слова, саботаж.
При этом Омурзак Тусумов пообещал выгнать любого инспектора и наказать начальника, неправильно толкующих приказ министра. По его мнению сотрудникам УДП нужно не лениться, а к имеющимся радарам российского производства докупить видеофиксаторы. Правда, по словам Омурзака Тусумова, почему-то никто не хочет этим заниматься, предпочитая стенать на несправедливый указ.
Что же касается роста числа аварий, которых, например, по данным УДП Карагандинской области на дорогах с момента выхода указа стало в три раза больше, то и здесь у столичного начальника свои данные.
- Многие мои подчиненные - первые руководители дорожной полиции областей говорят о росте аварийности, - говорит Омурзак Тусумов. - Ничего подобного! Буквально перед отъездом мы сравнили данные. Так за неделю (с 22.06 по 29.06 - авт.) в прошлом году в области было 27 ДТП, в этом - 30. То есть на три больше. При этом погибших и в прошлом году и этом - двое. Всего за месяц по стране в ДТП погибло 39 человек, в прошлом - 35. Что это, думаете, бардак? Нет.
Автокатастрофы
3 июля, полдень, трасса Алматы-Екатеринбург, участок дороги приблизительно в 50 км от Караганды (Бухаржырауский район).
Совершая обгон, "Тойота-Виндом" была затерта между двумя фурами, идущими с ней на одной полосе. Легковушку попросту раскатал в лепешку многотонник, едущий взади. В этой аварии погибли все, кто сидел в "Тойоте": две семейные пары и неуспевший появится на свет ребенок.
5 июля, 05:50, трасса Алматы-Екатеринбург, участок дороги приблизительно в 100 км от Караганды (Шетский район).
Уснувший за рулем водитель "МАНа" выехал на встречную полосу и врезался в идущий навстречу пассажирский автобус "Вольво", следовавший по маршруту "Алматы - Павлодар". Автобус по инерции проехал еще около восьмидесяти метров и врезался в "КаМАЗ", стоящий на обочине. В этой аварии погибло 14 человек, серьезно пострадало -12 (из них двое детей).
8 июля, 8:45, трасса Алматы-Екатеринбург, участок дороги приблизительно в 100 км от Караганды (Осакаровский район).
Водитель "ГАЗели" - "Караганда-Астана", совершая обгон "КаМАЗа"столкнулся с пассажирским "Мерседесом", следовавшим по маршруту "Москва-Чимкент". Водитель "ГАЗели" и четыре пассажира скончались на месте, 12 человек получили травмы различной степени тяжести.
В прошлом году на этой трассе случилось две столь же страшных автокатастрофы: 10 апреля в результате лобового столкновения погибло 6 человек, 4 августа - 9.
С начала года на участке трассы Алматы-Екатеринбург, что проходит через Карагандинскую область, произошло 62 ДТП, в которых погибло 32 человека, 94 получили травмы. Всего же по данным УДП ДВД Карагандинской области в этом году на автодорогах области произошло 536 ДТП, в которых погибли 119 человек, 663 травмированы (в июне 168 ДТП, 225 человек получили травмы, 22 человека погибло, к слову в июне 2005 года произошло 105 ДТП).
Повышение числа аварий со смертельным исходом сотрудники УДП видят в нынешнем реформировании, а так же в увеличении на дорогах числа праворульных авто. Некоторые местные чиновники даже публично выступали с откровенными глупостями: наложить вето на ночные поездки рейсовым автобусам, а "праворулькам" вообще запретить появляться по этой трассе. Однако до последнего времени никому в голову почему-то не приходило, что все дело в самой трассе. Двухрядная дорога, где с трудом разъезжаются полторы машины (особенно в сторону Алматы), уже давно не справляется с потоком в 8 тысяч единиц автотехники в сутки (надо заметить, что на начало эксплуатации этой автотрассы в 2001 году в сутки по ней проходило 1000-1200 автомашин).
И лишь серия крупных автокатастроф заставила принять меры по расширению автодороги республиканского значения. В ходе экстренного совещания, прошедшего в стенах областного акимата 6 июля, решили создать постоянно действующую комиссию, которая будет контролировать ситуацию на автодорогах. Так же в этом году дорогу расширят в Шетском районе - она станет четырехрядной. А в 2008 году такому же расширению подвергнется участок дороги Караганда-Астана.
Проверки на дорогах
Четыре дня сотрудники УДП Карагандинской области (равно как и их коллеги со всех областей Казахстана) проверяли состояние пассажирского транспорта города и соблюдения перевозчиками ПДД. Акция называлась "Автобус".
За это время было обследовано 1552 автобуса и 1028 микроавтобусов. Итоги удручающие: из этого числа сотрудники УДП обнаружили более тысячи нарушений (то бишь, в каждой второй единице транспортного средства).
Самые распространенные - отсутствие техосмотра, переоборудование салонов, неисправность машин на линии, перегруз, превышение установленного скоростного режима, отсутствие тафографа в рейсовых автобусах. В ходе рейда 15 водителей такси и пассажирских автобусов были остановлены в состоянии алкогольного опьянения разной степени!
Всего же по данным дорожной полиции с начала года до данного рейда сотрудниками УДП было остановлено 23 пассажироперевозчика (в основном водители такси), находящихся в нетрезвом виде.
Наибольшее же число нарушений ПДД пассажирскими перевозчиками было отмечено на дорогах Алматинской и Южно-Казахстанской областей. Здесь за 4 дня было зафиксировано свыше 9 тыс. грубых нарушений: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора. На момент проверки 149 водителей оказались в нетрезвом состоянии, 218 не прошли обязательный техосмотр.
В ближайшем будущем меры к нерадивым водителям в республике будут ужесточаться. В настоящее время разработаны и вносятся в административное законодательство ряд изменений. Так, например, дающие инспектору право изымать водительские удостоверения за некоторые правонарушения, чтобы нарушитель не смог уйти от ответственности.
- Сейчас при всем своем желании, при всех усилиях, что совершают сотрудники дорожной полиции, они не могут пока обеспечить тотального контроля за безопасностью дорожного движения, - говорит Сергей Петраков, директор карагандинской автошколы. - Как это делается в развитых зарубежных странах мы прекрасно знаем: водитель, совершивший то или иное нарушение правил дорожного движения тут же по почте получает уведомление с фотографией, где зафиксировано собственно само нарушение, номер его машины, фото того, кто управлял машиной, а также квитанцию для уплаты штрафа. К сожалению, мы только в начале этого пути.
Чему учат в автошколе?
МВД вынесло постановление о прохождении курсов по подготовке водителей сроком в полгода.
- О каком качестве вождения может идти речь, если на обучение дается лишь неделя? - говорит Омурзак Тусумов. - Страшно, когда рядом с тобой или навстречу едет неопытный и недисциплинированный водитель. Мало того, что он травмирует себя, так еще и погубит ваше здоровье и имущество. Поэтому МВД запрещает работать объектам, оказывающим услуги по обучению водителей сроком до 6 месяцев. Полгода - это минимальный срок обучения. Также мы ужесточили и процедуру сдачи экзаменов на получение водительских прав. Компьютер сам выбирает из миллиона вариантов 40 вопросов, на которые должен ответить потенциальный водитель. Если раньше процент сдачи экзаменов составлял 70%, то сейчас - менее 50%. О чем это говорит? О том, что за руль садятся неопытные люди. Теперь этого не будет.
- Научить ездить да, но научить КУЛЬТУРЕ вождения даже за полгода - это непосильная задача, - считает тот же Сергей Петраков.