Есть резон также рассмотреть второй вариант для хозяев праворульных машин. Государство утверждает, что период до 1 января 2010 года вполне комфортен, чтобы переоборудовать авто на леворульное управление.
Казалось бы, Комитет дорожной полиции МВД РК на сей счет подсуетился, и сегодня в Казахстане лицензию на переоборудование автомобилей с правым рулем управления получила 21 организация, или около 200 предприятий.
А председатель вышеупомянутого ведомства Омурзак Тусумов вообще не видит никакой особой проблемы. По его словам, на сегодняшний день переоборудовано 425 автомашин в Алматы, одна - в Талдыкоргане и две - в Таразе. Причем, цена такой операции по разным оценкам от 2 до 5 тысяч долларов.
Чтобы не видеть проблему воочию, достаточно закрыть глаза. Складывается впечатление, что уважаемый комитет именно этим и занимается. Напомним, что с момента запрета ввоза праворульных машин переоборудование осуществили 428 машин из 150 тысяч. Фактически 0,3 процента от всего автопарка. О чем это говорит?
Во-первых, о том, что владельцы праворульных машин при такой довольно неоптимистичной динамике успеют переоборудовать максимум 2,5 процента автомобилей, или 37,5 тысячи авто. Означает ли это, что остальные более чем 112 тысяч автомобилей никуда не годный металлолом, который надо срочно отвезти на свалку? Не думаю, что подобное заключение может вызвать в рядах владельцев "неправильных" машин бурю положительных эмоций. Значит дело вовсе не в этом.
Во-вторых, судя по высказываниям мастеров из станций технического обслуживания, переоборудование автомашин - дело в техническом плане несложное, но в плане обеспечения безопасности на казахстанских дорогах - проблематичное. Любое вмешательство в заводскую сборку на уровне СТО не гарантирует соответствие машин необходимым стандартам безопасности.
Эдоково предположение
Между тем вестерн "Праворульная пыль" развивался по своим канонам. На пресс-конференции в "Интерфакс-Казахстан" председатель независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков отличился тем, что "добавил ложку дегтя в бочку меда". А именно, сослался на статью 20 закона "О безопасности дорожного движения", где переделка без согласования с заводом-изготовителем запрещена, Эдоков заявил о том, что, в частности японские автопроизводители однозначно запрещают менять конструкцию машин.
Как пояснил председатель НАС, в своем письме корпорация "Мицубиси Моторс" "запрещает проводить переоборудование автомобилей на дилерских сервисных станциях по причинам несоответствия стандартам безопасности". На той же пресс-конференции была распространена копия письма японского концерна, в котором, между прочим, говорилось о том, что "переоборудование будет иметь большое влияние не только на стабильность и способность управления, но также на снижение особенностей пассивной безопасности автомобиля при столкновении".
Припомнили казахстанскому правительству и историю двухлетней давности, когда тоже на волне возможного запрета праворулек, оно стремилось раз и навсегда выкинуть "неправильные" машины с казахстанских дорог. Тогда, в 2004-м правительство признало, что запрет нарушит одну из статей Конституции, поэтому вводиться не может. Прошло два года, и, по всей видимости, в законодательстве произошли такие перемены, что теперь вводить запрет можно.
Несколько дней после пресс-конференции НАС наступила гробовая тишина. Конечно, казахстанские СМИ, отписав необходимое количество строкажа по теме праворулек, успокоились, ибо посчитали социальный заказ выполненным.
Другое дело, организации и люди, от решений которых многое зависит. В любом американском вестерне главный герой произносит длинный монолог, показывающий зрителям, какой он крутой и сильный, и что ему все нипочем. По всей видимости, перерыв использовали обе стороны для того, чтобы подготовиться к следующей схватке.
МВД уполномочено заявить
Мир и покой был разрушен сообщением о том, что японские компании рассматривают возможность создания совместных предприятий по переоборудованию праворульных машин в Казахстане. На своем очередном брифинге руководитель пресс-службы МВД Багдат Кожахметов заявил, что в МВД РК не поступало письмо от завода-изготовителя "Мицубиси Моторс" о недопустимости переоборудования автомобилей с правосторонним управлением.
По словам Кожахметова, в апреле нынешнего года от посольства Японии в РК поступило письмо в МВД о планируемом визите делегации японского министерства торговли и промышленности в Астану, в ходе которого стороны обсудят совместные проекты по переоборудованию автомобилей с правым рулевым управлением.
Смею предположить, что г-н Кожахметов не кривил душой и вполне искренен. На самом деле японцы, быть может, и не предполагали, что с подобного рода письмами необходимо обращаться в правоохранительные органы Казахстана. Вполне может статься, что с таким письмом "Мицубиси Моторс" мог обратиться к своим дилерам в Казахстане.
В любом случае, можно сказать, что письмо скорее есть, чем его нет. И отсюда могут вытекать некоторые другие проблемы.
Что можно сделать
Проблемы, в первую очередь, касаются 21 организации, или около 200 предприятий, которые собираются поставить на поток переоборудование праворульных машин. Им не стоит торопиться развивать свой бизнес по очень простой причине. В случае, если японцы на самом деле приедут в Казахстан и попробуют решить возникшую проблему на месте, то лицам или компаниям, получившим лицензию на переоборудование, нужно определиться. В случае, если уже переоборудованные машины окажутся очагом большой опасности на дорогах, надо отозвать их обратно, чтобы кое-что "подшаманить".
Для начала 21 организации придется получить сертификат от японцев, или стать дилерами японских компаний. В любом случае, после решения организационных вопросов им все равно придется отозвать переоборудованные машины для их более скрупулезного обследования. Не думаю, что стандарты безопасности, применяемые в Японии, могут неожиданно совпасть со стандартами безопасности лицензированных компаний.
С другой стороны, придется каким-то образом решать и вопрос компенсации затрат, во-первых, для тех, кто собирается продавать свою машину задешево, во-вторых, для тех, кто решится после прихода японцев, отдать свое авто на переоборудование. Чисто технически это можно осуществить посредством освобождения владельцев от платежей налогов за автотранспортное средство на определенный срок, создать фонд, куда будут стекаться поступления от автовладельцев, а часть денег использовать для погашения затраченных хозяевами праворульных машин средств. Причем, осуществлять проплаты не владельцам, а сервисным центрам, услугами которых они воспользуются.
Также следует понять, что 150 тысяч владельцев праворульных машин, по сути, означает более полумиллиона граждан Казахстана, если взять в среднем по 4 человека на семью. Обвинять в недальновидности хозяев праворульных машин не только нецелесообразно, но и лишено всяческой логики.
С одной стороны, можно понять опасения государства по поводу наличия на казахстанских дорогах автомашин различного типа, и даже стремление казахстанского правительства сделать жизнь на дорогах безопаснее. С другой же стороны, нельзя игнорировать права 600 тысяч человек, вдруг ощутивших себя людьми второго сорта. Дело не в том, что под запрет попали их автомобили, фактически под запрет попало их право владеть и пользоваться транспортным средством.
В конце концов, владельцы праворульных машин приобрели их в то время, когда "неправильные" машины свободно завозились в Казахстан. Быть может, они сознательно шли на покупку более дешевых авто, но это их выбор, не считаться с которым ни правительство, ни МВД не вправе. Сейчас часто муссируется такое отношение к проблеме: мол, владельцы праворульных машин знали, что не сегодня-завтра их запретят, поэтому сами виноваты, пусть за свою глупость сами и расплачиваются.
Но можно ли принять подобное утверждение? В том-то и дело, что нельзя. Государство, если оно хочет стать правовым, должно уважать всех своих граждан, а не только владельцев леворульных машин. И просчитывать последствия тех или иных своих шагов, чтобы не возникали проблемы на ровном месте.
Вестерн, тем паче американский, всегда заканчивается хеппи-эндом.
Хочется верить в то, что казахстанское правительство повернется лицом к владельцам праворульных машин, а последние, позабыв обиду, сделают ответный шаг навстречу…