Водители второго сорта?

В Казахстане споры вокруг праворульных машин все больше напоминают американский вестерн середины прошлого века.
Сторонники заседания Совета безопасности от 13 ноября прошлого года, принявшего принципиальное решение ввести запрет на ввоз и использование праворульных машин, акцентируют внимание на чужеродности транспорта, в котором водитель сидит на правом переднем сиденье и высоком уровне аварийности.
Тогда как их оппоненты ссылаются на нарушение прав людей, которых запрет коснется и социальной значимости транспорта, купить который могут люди со средним достатком.
В данной связи вполне уместно остановиться на двух фактах, оказавших сильное влияние на проблему, и заставивших обычные споры перейти в плоскость остро закрученного сюжета и непредсказуемого сценария.
Поначалу президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью казахстанским телекомпаниям 9 апреля еще раз высказался за запрет экплуатации и ввоз в страну праворульных машин. При этом глава государства сослался на ключевой посыл: мол, в силу своей высокой амортизации праворульные машины способствуют высокой аварийности на дорогах.
Им была приведена следующая статистика ДТП - в 2006 году праворульные машины совершили 793 аварии, в которых погибли 240 человек, а 1040 человек получили увечья и стали инвалидами.
И далее, за три месяца текущего года с участием праворульных машин совершено 152 аварии, в которых 48 человек погибло и 170 человек ранено.
Президент подчеркнул, что "они нам сбрасывают, как правило, машины со вторичного рынка, то есть подержанные машины, старые", добавив, "я думаю, что мы должны с этим бороться и запретить… За два месяца (нынешнего года - прим. автора) 40 тысяч автомашин "толкнули" уже в Казахстан серые дилеры. То есть, они наживаются на этом деле, а люди гибнут".
Не преминул глава государства сказать и о чужеродности праворульных машин, сославшись на их неприспособленность к казахстанским дорогам.
Десять дней спустя, 19 апреля, по поводу проблемы праворулек высказалась Дарига Назарбаева. Сделала она это на пресс-конференции в перерыве 6-го Евразийского медиа-форума в Алматы.
Как она заметила, "в одночасье лишить их (людей - прим. автора) этих (праворульных - прим. автора) машин и возможности передвигаться - это, конечно, я считаю, политически и социально ошибочное решение".
Стрелки были переведены на силовые структуры, которые, по мнению депутата мажилиса г-жи Назарбаевой, дезинформировали президента. "Нужно разбираться с теми структурами, силовыми, - подчеркнула она, - которые предоставили президенту информацию о том, что праворульные машины являются главным источником аварий на дорогах и тем самым дезинформировали главу государства".
При этом депутат акцентировала внимание журналистов на социальном аспекте проблемы, заявив, "тем более, мы знаем, что праворульные машины доступны людям среднего достатка, которые, может быть, долгие годы копили деньги, чтобы эти машины приобрести".
МВД лоббирует свои интересы
Вестерн под названием "Праворульная пыль" начали снимать в ноябре прошлого года (решение Совета безопасности - прим. автора), а к весне текущего года уже написан сценарий.
Согласно этому произведению с 29 января 2007 года введен запрет на ввоз автотранспортных средств с правосторонним рулевым управлением, а к началу 2010 года намечено вообще вывести их из правового поля, то бишь, запретить их эксплуатацию.
На следующий день после того, как депутат Назарбаева выступила на стороне владельцев праворульных машин, в бой вступила сила, которой запрет необходим как воздух.
Министерство внутренних дел РК внесло в парламент законопроект, предусматривающий запрет на эксплуатацию праворульных машин с 2010 года. В ведомстве прекрасно понимают актуальность проблемы, и еще то обстоятельство, что своим решением оно ограничивает права граждан. В данной связи вся ответственность за дальнейшую судьбу праворульных машин МВД перекладывает на казахстанский парламент, который и должен принять окончательное решение.
Глава МВД также сообщил журналистам, что усиливается ответственность собственников транспортных средств за нарушение правил дорожного движения. В частности, МВД будет весьма строго карать любителей погазовать на машине в нетрезвом состоянии.
В первый раз провинившегося накажут лишением водительских прав на два года, после второго случая - до пяти лет, после третьего случая - человек пожизненно лишается возможности сесть за руль автомобиля.
По законам жанра
Обычно американские вестерны не обходятся без драк и погонь. Не стал исключением и наш сюжет, согласно которому с открытым забралом в схватке схлестнулись министерство внутренних дел РК и независимый автомобильный союз Казахстана.
Сначала оборонительную тактику избрало МВД, которое 23 апреля на пресс-брифинге в Астане устами своего руководителя пресс-службы Багдата Кожахметова сообщило, что статистика, приведенная на осеннем прошлого года заседании Совета безопасности достоверная. Это был их ответ на предположения Дариги Назарбаевой.
Далее МВД пояснило, что на каждое ДТП заводится специальная карточка, в которой записаны все детали происшествия, марки машин и расположение руля, в том числе. "Отсюда и были взяты, - как сообщил г-н Кожахметов, - все цифры и статданные".
Три дня спустя в борьбу за праворульки включился независимый автомобильный союз (НАС) Казахстана, предложивший создать комиссию по расследованию причин дезинформации руководства страны относительно аварийности машин с правым рулевым управлением.
На пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Казахстан" в Алматы председатель НАС Эдуард Эдоков пояснил, что "даже по данным самого МВД, по той статистике, которая имеется, праворульные машины в среднем совершают меньше ДТП, количество пострадавших и погибших в этих ДТП тоже меньше".
Приведя цифры МВД на заседании Совета безопасности (за 2006 год 793 аварии с участием праворульных машин, с количеством пострадавших и погибших, соответственно, 1040 и 240), Эдоков добавил, что за тот же период леворульные машины фигурировали в 15245 ДТП, в которых погибли 4031, пострадали - 18349 человек.
Остановился он также на сравнительном анализе аварийности машин.
По его словам, на 10 тысяч леворульных машин приходится 75 ДТП, в которых погибли 20, травмированы - 90 человек, тогда как на 10 тысяч праворульных автомобилей приходится 52 аварии, где гибнут 16, травмируются - 69 человек.
Стенка на стенку
Для начала напомним, что по данным МВД, сегодня в Казахстане насчитывается 150 тысяч машин с правым рулевым управлением. То же ведомство привело и другую цифру - всего в Казахстане зарегистрировано 2 миллиона 250 тысяч автомобилей.
С одной стороны, государство уверяет владельцев праворульных машин в том, что за период до 1 января 2010 года они могут, первое, избавиться от них, второе, переоборудовать под леворульные.
Теперь давайте рассмотрим оба варианта более детально. Итак, еще до того, как 29 января нынешнего года был введен запрет на ввоз в страну праворульных машин, цены на автомобильных рынках Казахстана заметно изменились. Цена праворульных авто упала сначала на 20-30 процентов, позже - почти наполовину. Многие из 150 тысяч обладателей "неправильных" машин приобрели свои автомобили по более дорогой цене. Это факт, который, представляется, никто не может опровергнуть.
Следуя логике, можно задать вопрос: в чем виноваты владельцы праворульных авто, вынужденные, грубо говоря, "попадать на деньги"?
Ни МВД, ни казахстанское правительство вопрос компенсации между старыми и новыми ценами на праворульные машины не поднимал.
Получается как в набившей оскомину фразе "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

Фото с сайта http://www.eva.ru