Водители сдают анализы в ЦОНе в присутствии посторонних

Организм нельзя заставить

Как нам объяснили представители медицинской компании, осуществляющей работу в Жамбылском спецЦОНе, действующие правила спустили “сверху”. Мол, об этом говорит приказ министерства здравоохранения и социального развития РК за № 272 “Об утверждении стандартов государственных услуг в области здравоохранения” от 27 апреля 2015 года.

Тест на наркотики сдается прямо в стенах спецЦОНа потому, что традиционная справка из наркологического центра якобы зачастую не отражает истины, поскольку человек может не состоять на учете как наркоман, но баловаться запрещенными препаратами. Что весьма чревато за рулем.

Полиция, к примеру, не раз выявляла за рулем водителей общественного транспорта, которые выходили на линию в состоянии алкогольного опьянения, а иногда и находившихся под воздействием наркотических и психотропных препаратов.

Однако при нынешней системе прохождения тестов возникает серьезная проблема, которую в минздраве не учли: не все люди способны справить нужду тогда, когда организм этого не требует, тем более в присутствии посторонних.

Недавно при обмене водительских прав в Жамбылском спецЦОНе наблюдал такую картину: молодой человек зашел в отведенную кабинку и несколько минут пытался сделать требуемое. Медсестра всячески “подбадривала” его, но тщетно. По совету своего брата претендент на водительские права пошел прогуляться. Вернулся через полчаса. По его словам, он выпил литр воды. Но организм упорно не желал слушаться. Так и ушел парень несолоно хлебавши.

Все наоборот

Оказалось, подобная картина является довольно частым явлением. По оценке Жамбылского филиала Союза водителей транспортных средств, число тех, кто не справился с простой на первый взгляд задачей, в некоторые дни может достигать 10 процентов.

– Многие граждане приходят к нам с жалобой на то, что не могут мочиться при таких условиях, – рассказывает директор филиала Амантай ДОСМУХАНБЕТУЛЫ. – Конечно, давно пора создать цивилизованные методы сдачи анализа. Вообще, действующий порядок проведения теста очень спорный. Во-первых, это опять же бюрократические проволочки. Зачем усложнять ситуацию, если имеется специальная электронная база данных граждан, состоящих на учете в психоневрологическом или наркотическом диспансерах? Можно нажатием одной кнопки узнать, состоится ли кандидат в водители на учете в данных учреждениях. Во-вторых, тут серьезный нравственный момент: в XXI веке заставляют прилюдно мочиться в стаканчик и мужчин, и женщин, независимо от того, где вы работаете, на какой должности. И эта услуга утверждена на государственном уровне! К тому же эти процедуры сделали платными – получается, все сделано для выкачивания денег с населения?

Как правило, в общественную организацию с жалобой чаще всего приходят жители сел.

– Городской житель может прийти в другой день, подготовив организм,– говорит Амантай Досмуханбетулы. – А как быть жителям районов? Им нужно возвращаться в свой аул, а на следующий день снова ехать в город. Многие сельчане и не знают о подобной процедуре сдачи тестов и, наоборот, заранее ходят в туалет, чтобы у врачей им не приспичило!

Кстати, за анализ мочи каждый претендент должен сдать 2 000 тенге. Результаты выдаются сразу же, в течение нескольких минут. Так почему же установлены такие тарифы и кто их регулирует?

А все ли законно?

В Союзе водителей предлагают задаться вопросом: а не идет ли подобная процедура вразрез с Конституцией страны, где написано, что никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 17 Основного закона страны).

– Почему меня должны подозревать как наркомана или психопата, если я не состою на учете и никогда не имел проблем с законом? – говорит руководитель филиала Союза водителей транспортных средств. – Ведь фактически это нарушение прав и свобод других лиц, посягательство на общественную нравственность (ст. 12, п. 5 Конституции РК). Теоретически я могу эту справку получить в ЦОНе, но она медкомиссию не устраивает!

Что касается недобросовестных граждан, которые могут все-таки сесть за руль в состоянии наркотического опьянения, то, по мнению руководства общественной организации, здесь ничего нового изобретать не нужно. Таких шоферов сразу наказывают и вносят в базу данных диспансера! Так зачем нужно было изобретать велосипед? Ведь даже при действующей системе все равно находятся те, кто успешно получил права на вождение, но потом был задержан за рулем в неадекватном состоянии.

Сегодня подобные медицинские услуги гражданам в спецЦОНах оказывают компании, которые выигрывают тендеры. Только в Таразе ежедневно анализ мочи сдают около 30–50 человек, о чем свидетельствуют длиннющие очереди. Значит, ежедневно в карман медиков падает около 60–100 тысяч тенге только за один вид анализа (а таких претенденту нужно сдать несколько). Похоже, победа в таком тендере становится лакомым кусочком для любой организации.

ТАРАЗ