Более того, в Казахстане вообще нет закона, регламентирующего данную отрасль, по праву считающуюся стратегической.
До недавнего времени контроль за водоснабжением и водоотведением входил в компетенцию Комитета по делам строительства Мининдустрии и торговли РК. Однако после последней реорганизации центральных исполнительных органов эти функции вообще были упущены в каких бы то ни было упоминаниях.
Также, до прошлого года практически все предприятия городских и сельских водоканалов регулировали свою деятельность и отношения с потребителями, основываясь на "Правилах пользования коммунальным водопроводом и канализацией в городах и районных центрах Республики Казахстан" (который в дальнейшем для краткости будем именовать "Правила водопользования").
Эти правила были введены в действие в мае 1997 года приказом министерства торговли и экономики РК.
Однако в 2002 году правительство РК, а также комитет по вопросам экологии и природопользования основательно переработали "Водный кодекс" Республики - основной закон, которым надлежит пользоваться также и всем предприятиям ВКХ (водоснабжения и канализационного хозяйства).
Нормативы обновленного водного кодекса были согласованы с действующим законодательством по трем принципиальным направлениям, - уточнена компетенция госорганов управления водными ресурсами, урегулированы вопросы собственности на водные объекты, уточнены виды водопользования. Однако вопросы водоснабжения и водоотведения оказались не затронуты в данном кодексе.
Между тем, с его принятием ранее действующие "Правила водопользования" от 1997 года оказались по сути упраздненными.
Чем может обернуться такой юридический казус для населения и предприятий ВКХ?
Сначала о "хорошем".
Теоретически все потребители (как юридические, так и физические), задолжавшие Водоканалу за услуги в течение последнего года, могут легко оспорить в судебном порядке любые иски водников, так как договор между поставщиками и потребителями составлен на основе "Правил водопользования". Они, как нормативные акты, утратили свою юридическую силу. Соответственно, и все ранее заключенные договоренности также можно теоретически считать недействительными и за услуги Водоканала не платить.
В свою очередь любой "Водоканал" также теперь может отказаться от своих непосредственных обязанностей по подачи питьевой воды и отведению и очистки канализационных стоков. С упразднением "Правил водопользования" в законодательстве Казахстана просто не осталось ни одной конкретной статьи, которая бы предусматривала ответственность предприятий ВКХ за срыв своих обязательств. Заметим кстати, что в "Правилах водопользования" было 16 глав и в общей сложности более 200 статей, регламентирующие те или иные отношения и ответственность, как потребителя, так и поставщика коммунальных услуг.
Вот самые яркие примеры. То, что водно-канализационное хозяйство страны не захлестнул хаос и неразбериха, объясняется только бюрократией и долей инертности всей юридической системы, которые в данном случае сыграли очень хорошую роль буфера, способного, как известно, тормозить и сглаживать не только положительные, но и негативные последствия проводимых реформ.
Проще говоря, даже самые злостные неплательщики и не подозревали, что отныне они совершенно по закону (вернее, из-за его отсутствия) в праве не платить за услуги водопользования. В то же время ни одному работнику "Водоканала" не пришло в голову перестать трудиться на своем рабочем месте только потому, что закон к этому его уже не обязывает.
Ситуация сама по себе парадоксальная, но в силу опять-таки вышеназванных причин, экстренного решения не требующая.
На прошлой неделе в Шымкенте состоялось выездное заседание комитета мажилиса Парламента по вопросам экологии и природопользования, цель которого была обсуждение проекта закона "О водоснабжении и водоотведении" а также о внесении в связи с этим изменений и дополнений в "Водный кодекс РК".
В проекте закона определялись правовые, экономические и социальные основы использования водных ресурсов, водоснабжения и водоотведения, компетенция государственных и местных представительных и исполнительных органов, статус и приемлемые формы собственности предприятий ВКХ, основные положения во взаимоотношениях между поставщиками и потребителями услуг по водоснабжению и канализации.
Соответственно, к обсуждению были приглашены руководители региональных предприятий ВКХ, а также должностные лица акиматов ЮКО и Шымкента. Стороны обменялись многочисленными и порой полярными мнениями. Высказывались предложения как о том, что бы оставить, как есть прежние "Правила водопользования", так и мнения, что необходим принципиально новый подход.
Однако примечательно, что секретарь комитета, мажилисмен М. Кемел отметил, что работа депутатов нынешнего созыва закончилась.Места в мажилисе парламента займут уже другие избранники. Хотя секретарь комитета выразил надежду, что работа над проектом закона будет продолжена и в будущем. Однако видимо до конечной разработки проекта дело дойдет еще очень не скоро.