Во власти хаоса

Как театр начинается с вешалки, так любой полет – с аэропорта. Нехватка или отсутствие оборудования для обслуживания рейсов, элементарных удобств для пожилых людей, мам с детьми и инвалидов – все это сказывается не только на настроении пассажиров, но и на регулярности полетов. В январе этого года на совещании с руководителями отрасли в Алматы авиаторы обозначили целый “вагон и тележку” проблем – плачевное состояние аэропортов, взлетно-посадочных полос, отсутствие условий для быстрого обслуживания пассажиров…

Сейчас, по данным Комитета гражданской авиации РК, в Казахстане работает 20 аэропортов. В частной собственности находятся воздушные гавани Алматы, Караганды, Уральска, Тараза, Боралдая (пригород Алматы). В коммунальной – в Талдыкоргане. В доверительном управлении в АО “Национальная компания “КТЖ” четыре аэропорта – Астаны, Костаная, Петропавловска, Кокшетау. В АО “Национальная компания “СПК” три аэропорта – Усть-Каменогорска, Шымкента, Семея. В ведении Фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” воздушные гавани Актобе, Атырау, Павлодара. В доверительном управлении также находятся аэропорты Балхаша, Жезказгана, Актау, в республиканской собственности – аэропорт Кызылорды.

В комитете признают: разобщенность форм собственности, отсутствие единого стандарта управления не позволяют обеспечить развитие аэропортов так, как этого требует время. Как следствие – все это отражается на качестве сервиса и сдерживает расширение географии полетов.

Среди главных аэропортовских проблем – постоянный рост тарифов на услуги, неудовлетворительная материально-техническая база. До сих пор используется бумажный метод контроля пассажиропотока, нет киосков самостоятельной регистрации пассажиров, помогающих сэкономить время. Пункты таможенного контроля и службы досмотра разделены, и людям приходится проходить одну и ту же процедуру дважды.

Большой минус – в крупнейших воздушных гаванях нет гостиниц для транзитников, условий для обслуживания трансфертных пассажиров. Услуги такси зачастую предоставляются в навязчивой и грубой форме. Гости Алматы это чувствуют, как только покидают зону выдачи багажа. Об этой проблеме “Караван” говорил не раз, руководство аэропорта даже обещало навести порядок. Но, видимо, вновь запамятовало.

В авиакомпаниях заявляют, что аэропорты злоупотребляют своим монопольным положением и навязывают им кабальные условия в виде завышенных тарифов на свои услуги. Так, один из региональных аэропортов в нарушение договора настаивал на оплате по повышенному тарифу после 18.00. А страдают в конечном итоге пассажиры!

Сейчас, как говорится в ответе Комитета гражданской авиации, проводится процедура создания единой управляющей компании и передача ей госпакетов акций аэропортов. К руководству планируется привлечь международный менеджмент. Под крылом новой компании будет 11 аэропортов. Как следует из ответа, уже переданы в доверительное управление воздушные объекты Кокшетау, Костаная, Астаны, Петропавловска. Передачу остальных аэропортов планируется завершить до конца июля этого года.

Но выиграют ли от этого пассажиры? Представители авиационного бизнеса считают: передача контроля одной управляющей компании поможет в решении накопившихся проблем. В то же время, если опираться на мировой опыт, такие города с развитой экономикой, как Бангкок, Куала-Лумпур, Дубай, предпочли оставить аэропорты в руках государства, понимая, что они – важная часть транспортной системы, а инвестиции в воздушные гавани – долгосрочные проекты национального масштаба. Мы уже имеем печальный опыт управления иностранным менеджментом стратегическими объектами, как теплосети в Алматы, когда вся работа была направлена на выкачивание прибыли, а в реконструкцию не вкладывалось ни тенге.

Новоиспеченному хозяину казахстанских аэропортов предстоит решить серьезные вопросы, связанные с безопасностью полетов. Как сообщили в Главной транспортной прокуратуре, совместные эксперименты с КНБ по проносу муляжей взрывных устройств в здания аэропортов дали положительные результаты. Подобные проверки были и несколько лет назад. Выходит, хозяевам просто начхать на безопасность! Порой никакой критики не выдерживают ограждения зданий и взлетно-посадочных полос.

Авиационное руководство страны признает: реконструкции в ближайшее время требуют техническое оснащение и состояние аэродромных покрытий аэропортов Костаная, Талдыкоргана, Тараза, Семея, Петропавловска, Усть-Каменогорска, Уральска. Завершается перестройка аэропорта Кокшетау, в этом году планируется закончить работы на взлетно-посадочной полосе Тараза, в 2014-м – Талдыкоргана. Что касается проблемной взлетно-посадочной полосы Уральска, то есть решение учредителя аэропорта о безвозмездной передаче взлетки в госсобственность для ее реконструкции за счет бюджетных средств и передачи ее в доверительное управление. Вопрос о восстановлении другой проблемной взлетки – аэропорта Петропавловска – пока только на бумаге.

Конечно, нас, пассажиров, не может не волновать и состояние воздушных судов. Главная транспортная прокуратура проверила 56 авиакомпаний. Результаты, судя по предоставленным “Каравану” данным, неутешительные.

“Выявлены нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов, когда допускалась эксплуатация воздушных судов с техническими неисправностями и истекшими межремонтными сроками годности двигателей, – указано в ответе на наш запрос. – Приостановлена эксплуатация воздушных судов авиакомпаний АО “Авиакомпания LUK AERO (“Боинг-737”), АО Jet Airlines (Ту-134), ТОО Aeroprakt (вертолет ВО 105СВS4)”.

Выявлено, что к полетам допускался не соответствующий квалификационным требованиям персонал. Есть факты, когда незаконно продлевались сроки действия свидетельств авиационного персонала.

“Указанные нарушения законодательства об использовании воздушного пространства свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении государственного контроля со стороны Комитета гражданской авиации”, – подытожили прокуроры. И установили: комитетом были незаконно выданы свидетельства о госрегистрации воздушных судов, на которые истекли сроки действия актов проверки технического состояния.

Интересно, на каких самолетах тогда летают в командировки сами сотрудники Комитета гражданской авиации? И не боятся ли попасть в “яму”, которую сами вырыли?

Алматы