Эксперты и работники интернет-пространства не только Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, но и Белоруссии, и Литвы поделились проблемами и практикой своей работы во Всемирной сети.
В ближайшее время Караван.kz - информационный партнер Форума - еще расскажет, о чем поведали участникам мероприятия приглашенные эксперты.
А пока - первая порция информации.
Словами цифр
По данным Союза информационного развития Казахстана, ссылающегося на различные официальные источники, свыше 3 миллионов казахстанцев (порядка 20%) можно смело называть пользователями Всемирной паутины, при этом 70 000 человек - пользователи портала электронного правительства www.e.gov.kz. Наряду с этим эксперты называют и число зарегистрированных в КазНете доменов - их на сегодняшний день около 40 000.
Как отмечает Вагиз Ситдиков, генеральный директор Союза информационного развития Казахстана, такое количество доменов - очень невысокий показатель, и "несмотря на то, что число доменов в зоне KZ с каждый месяцем растет", эксперты советуют желать лучшего (в плане контента) и большего (в плане количественного показателя). Так, в качестве примера эксперт приводит информацию, согласно которой на территории соседнего государства - России - насчитывается около 50, но не тысяч, а миллионов пользователей интернет-услуг, при этом количество зарегистрированных доменов достигает отметки в 2,5 миллионов единиц.
Между тем, активность подачи заявок на регистрации доменов в зоне KZ за последние пять лет заметна. Так, по данным отечественной интернет-компании "PROFIT Online", в 2008 году количество доменов по сравнению с предыдущим годом выросло на 28,8%, а в 2009 году прирост доменов составил еще 25,8%.
И только в феврале текущего года было зарегистрировано 1 498 новых доменов.
Если говорить о проблемах
Эксперты отмечают - несмотря на определенный рост популярности интернет-пространства по стране, остается слой населения, который по разным причинам (от собственной боязни прикасаться к новым технологиям до физической невозможности присоединиться к пулу интернет-пользователей) ограничен в своих возможностях получать социальные услуги посредством Интернет.
Свою лепту в увеличение количества постоянных пользователей сетью Инернет должна была внести Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы. Если судить по цифрам, то определенную работу ей удалось выполнить. "Так, за 2 года реализации Программы компьютерной грамотности было обучено, протестировано и сертифицировано 1 631 525 человек, совместно с государственными органами созданы 8 информационно-познавательных порталов, целью которых было создание формирования заинтересованности граждан в освоении ИКТ, был создан центр дистанционного обучения с аппаратно-техническим обеспечением, на портале которого были размещены 80 электронных сертифицированных курсов в области информационных технологий и менеджмента на государственном и русском языках, - отмечает Вагиз Ситдиков. - Все это хорошие показатели, но с прекращением Программы остановилась и работа в этом направлении. Но разве, если завершена Программа, то и решена проблема цифрового неравенства? На наш взгляд, здесь еще есть, над чем работать".
Между тем, как отмечают специалисты онлайн-сферы, цифровое неравенство затрагивает самые социально непривилегированные группы граждан, именно тех, кому в большей степени необходима социальная поддержка. Так, к примеру, пожилому человеку крайне сложно собирать информацию о работе государственных органов, искать перечни необходимых документов для получения государственных услуг, узнавать время работы нужного ведомства. Кроме того, для старшего поколения по-прежнему остается актуальным вопрос не только получения знаний, но и навыков работы с компьютерной техникой.
Учитывая это, Союз информационного развития Казахстана предлагает создать и развить молодежное движение в поддержку социально незащищенных групп граждан: пенсионеров, неработающих граждан, в первую очередь женщин, лиц, утративших работу во время кризис, лиц с ограниченными физическими возможностями.
По словам экспертов, целью движения должно стать увеличение социальной защищенности населения, проведение "компьютерного ликбеза", чтобы помочь (в первую очередь старшему поколению) научиться полноценно пользоваться благами информационного общества.
Пока же ими активно пользуются другие слои населения, в первую очередь - молодежь, которая, по оценкам экспертов, в своем большинстве не заходит дальше чатов, блогов, форумов и других развлекательных ресурсов. И именно об этом - в следующем материале.