Об этом заявил на втором Трансазиатском парламентском форуме "Евразийское измерение ОБСЕ" Председатель сената Парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
- ОБСЕ внесло большой вклад в урегулирование ситуации в этой республике и предотвращении гражданской войны Совместные усилия лидеров соответствующих государств привели к созданию механизма координированных действий международных институтов, нацеленных на снижение напряженности, - считает г-н Токаев.
Действительно, отдельное обсуждение проблем в Кыргызстане, инициированное г-ном Соарешем, оказалось как нельзя актуальным. Лишний раз это подтвердила новая вспышка напряженности на юге этой республики, почти совпавшая с Форумом. Из-за нее, кстати, в Алматы на Форум не прибыла официальная делегация Кыргызстана.
Пожалуй, впервые общественность получила возможность подробно и из первых уст, от официальных казахстанских лиц, участвовавших в процессе умиротворения апрельской ситуации в Кыргызстане, узнать, как это происходило. Масштабность и быстротечность процессов, начавшихся в начале апреля в Кыргызстане, застали врасплох и власть, и самих организаторов этих процессов, отметил Жанибек Карибжанов, специальный посланник Действующего Председателя ОБСЕ по Кыргызстану, заместитель Председателя Мажилиса парламента Казахстана. Вероятность погружения страны в полный хаос была очень велика. И, с учетом серьезности ситуации, действующий Председатель ОБСЕ оперативно созвал специальное заседание Постоянного Совета Организации и назначил спецпредставителя, который прибыл в Бишкек на второй день после смены власти.
Дипломаты, прибывшие в кыргызскую столицу, провели ряд переговоров с руководством временного правительства, с влиятельными общественными деятелями и представителями гражданского общества. На высоком и оперативном уровне была налажена координация представителей важнейших международных организаций - каждое утро проводились встречи представителей ООН, ОБСЕ и ЕС. Они были, по словам г-на Карибжанова, весьма полезными в плане обмена информацией и обсуждения общих подходов к разрешению сложившейся ситуации.
- Временное правительство осознавало, что путь, по которому оно пришло к власти, не является конституционным. Поэтому следующим важным приоритетом, по нашему общему мнению, было возвращение страны в правовое поле. В правовой сфере на тот момент сложилась патовая ситуация - власть у временного правительства, а Бакиев оставался президентом де юре.
Его присутствие в стране угрожало сложившейся хрупкой стабильности и относительной безопасности.
В результате неоднократного обсуждения этой проблемы с представителями международных организаций было достигнуто полное согласие в том, что Бакиеву необходимо предоставить гарантии безопасности в соответствии с конституцией Кыргызской республики, и разрешить выезд в третью страну. Благодаря усилиям президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, поддержанными лидерами США и России, Бакиев покинул страну, - рассказал г-н Карибжанов.
Адил Ахметов, специальный посланник Президента Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Кыргызстану, Секретарь Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента Казахстана, отметил: "Мы работали в Бишкеке как одна команда. И мы, и представители других организаций. В частности, спецпосланник Генерального секретаря ООН, и спецпосланник Евросоюза. А также замдиректора Бюро по предотвращению конфликтов из Вены. Неоценимую помощь нам оказал бишкекский центр ОБСЕ. Это - один из выдающихся центров ОБСЕ среди тех, что находятся в Центральной Азии. У них есть представительства в различных городах Кыргызстана, что позволяем им проводить постоянный мониторинг ситуации".
Был проведен целый ряд встреч, с обсуждением таких вопросов, как необходимость легитимизации правительства, оказание помощи со стороны ОБСЕ в восстановлении стабильности и безопасности и предоставлении содействия Кыргызстану в ближайшее время.
Обсуждали такие вопросы, как конституционная и законодательная помощь, разоружение, оказание помощи правительству. И, наконец, потенциальные переговоры с президентом Бакиевым. Временное правительство предложила ему гарантии личной безопасности в том случае, если он уйдет в отставку. Но никаких переговоров правительство Розы Отунбаевой не вело.
Г-н Ахметов упомянул еще одну очень важную проблему, которую создал внутрикиргизский конфликт: закрытие границы между Казахстаном и Кыргызстаном.
- Исполняющий обязанности министра внутренних дел попросил Казахстан открыть границы. С экономической точки зрения это очень важный вопрос, так как все грузы, которые идут в Киргизию, проходят через Казахстан. От самой киргизской стороны зависит - смогут ли они стабилизировать и контролировать ситуацию. Тогда, конечно, граница будет открыта. Но, с другой стороны, этот вопрос касается и нас.
Мы посоветовали временному правительству действовать в соответствии с законом, - отметил он.
Кыргызские НПО на встречах с представителями международных организаций ставили под вопрос единство временного правительства. Также ими отмечалась возможность политического и межэтнического насилия, и поэтому предлагали меры, согласно которым меньшинства получили бы большую представительность.
В экономической части своей деятельности, отметил казахстанский дипломат, временное правительство надеется провести реформы, оказав поддержку сельскохозяйственному сектору путем донорской помощи. А также работать над улучшением инвестиционного климата в стране.
Казахстан, как известно, уже оказал соседней стране значительную экономическую помощь в виде безвозмездных поставок нефти, удобрений и семенного материала.