Внешнеполитический курс ФРГ и Центральная Азия

Она понимает, что Центральная Азия с ее полезными ископаемыми и недостаточно освоенным рынком является потенциальным полем для расширения экономического и политического влияния, и поэтому Берлин решил оптимизировать свои внешнеполитические отношения со странами региона.
В зону национальных интересов ФРГ в первую очередь попали такие страны как Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
С чем это было связано?
Во-первых, центрально-азиатские государства являются если не активными игроками в регионе, то, по крайней мере, во многом предопределяют внутриполитическую ситуацию в самих государствах и как следствие этого общую обстановку в регионе. Тем самым республики Центральной Азии являются одним из факторов, способствующих как обеспечению безопасности, так и росту конфликтогенности в регионе.
Во-вторых, принимая во внимание наличие месторождений полезных ископаемых, ФРГ будет продолжать расширять и углублять установленное сотрудничество со странами региона. В этом аспекте на лидирующую позицию во взаимоотношениях между ФРГ и республиками Центральной Азии становится Казахстан, как государство с наиболее значительными запасами полезных ископаемых и углеводородов. Стабильное социально-экономическое положение республики и отсутствие внутриполитической нестабильности позитивно влияет на имидж Казахстана.
Как следствие РК и далее будет рассматриваться Германией в качестве основного партнера в центрально-азиатском регионе, что во многом будет предопределяющим фактором в вопросах по распределению немецких инвестиций в ЦА.
В-третьих, наличие в республиках региона немецкой диаспоры. В данном контексте Казахстан также занимает лидирующую позицию, так как, несмотря на то, что процесс выезда представителей немецкой национальности на историческую родину носит регулярный характер, на территории Казахстана все еще проживает значительная часть немцев.
Основные направления внешнеполитической деятельности Федеративной Республики Германия в Центральной Азии выглядят следующим образом:
1. Определение совместных мероприятий, направленных на борьбу с наркотрафиком и организованной преступностью;
2. Сфера гражданской авиации в области создания и обслуживания системы контроля за безопасность полетов;
3. Область добычи и транспортировки углеводородов с территории Республики Казахстан в Европу;
4. Поставка и сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники немецкого производства;
5. В сфере культурного и образовательного обмена предусматривается открытие дополнительных возможностей для ознакомления граждан Казахстана с системой образования, библиотечными фондами, налаживание тесных связей с научно-исследовательскими структурами.
В настоящее время ФРГ прочно удерживает свои позиции среди ведущих стран в мировой экономике. По совокупной экономической мощи она занимает третье место в мире после США и Японии, а по доле участия в мировой торговле даже второе после США.
Стабильность экономического роста ФРГ в значительной степени объясняется ориентацией ее экономики на международный рынок. Ее экономика стала крупнейшей экономикой Западной Европы. Благодаря твердой приверженности стратегии интеграции с западным блоком западногерманская дипломатия постепенно во все большей степени стала брать на себя функции моста в отношениях между Западом и Азией, между малыми и большими государствами Европы.
В то же время не все так гладко и в самой Германии, а именно в ее внешнеполитическом курсе. Так, несмотря на признание "возросшей международной ответственности" Германии, бюджет вооруженных сил уже длительное время находится на одном и том же уровне.
Что является показателем того, что страна в настоящее время не способна на военные действия.
Хотя министр обороны Штрук и делал резкие заявления о том, что безопасность Германии обеспечивается также на Гиндукуше, на практике вооруженные силы ФРГ не в состоянии бороться с афганскими лидерами провинций, осуществляющими контроль над производством и транспортировкой наркотических веществ.
Как следствие этого, успехи вооруженных сил ФРГ в Афганистане выглядят впечатляющими лишь в СМИ, а на практике, вне Кабула региональные группы восстановления (впрочем, это в большей степени касается всех военнослужащих иностранных армий, расквартированных в Афганистане) - не более чем военные наблюдатели, лишенные полномочий и возможностей.
Вполне вероятно, что деятельность германских внешнеполитических и экономических институтов в отношении Республики Казахстан в среднесрочной перспективе будет иметь тенденцию роста. Этому предшествовали следующие показатели:
1. В политической сфере Берлин активно проявляет интерес к партийному строительству в Центрально-азиатских государствах и в частности, в Казахстане. Подтверждением этому может служить хотя бы и визит в недавнем прошлом сопредседателя партии "Ак Жол" г-на Байменова в ФРГ;
2. В экономической сфере продолжается рост интереса финансовых структур в области инвестирования средств в экономику Казахстана. По информации минэкономики РК, в 2001 году товарооборот между Казахстаном и Германией составил 98,1 млн. долл., в том числе экспорт 509,7 млн. долл., импорт 471,4 млн. долл. В 2003 году немецкие предприниматели заключили в Казахстане контракты на общую сумму свыше 550 млн. евро.
В то же время экспорт со стороны ФРГ в Казахстан только за январь-март 2005 года составил 60138,0 тыс. долл., а импорт 243286,7 тыс. долл. За период с 1993 по 2001 годы объем прямых немецких инвестиций в экономику Казахстана составил $314,9 млн.
Вполне вероятно, что Берлин и дальше будет наращивать сотрудничество с Астаной, что подтвердил на встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым назначенный чрезвычайный и полномочный посол ФРГ Гербхардт Вайс, который на минувшей неделе вручил верительные грамоты.
В то же время, анализируя внешнеполитическую и экономическую активность других стран в центрально-азиатском регионе, можно предположить, что в краткосрочной перспективе Федеративная Республика Германия не сможет занять лидирующую позицию в сфере инвестиций и товарообмена с Казахстаном.