Вместо развития спорта – натурализация?

Придется нам и дальше привлекать мастеров из-за рубежа или можно будет добиваться таких же успехов своими силами? Возьмем для примера три вида спорта, в которых особенно резко пролегает легионерская линия – тяжелая атлетика, теннис и футбол.

Наша сборная по штанге, благодаря приглашенным спортсменам, произвела настоящий фурор на Олимпиаде-2012. С чем отечественная тяжелая атлетика осталась после Лондона? Есть хорошая местная молодежь, побеждавшая на юношеских чемпионатах мира и Азии. При той системе подготовки, что существует в Казахстане, она со временем способна достойно заменить ветеранов. Но с отечественной штангой произошел неприятный форс-мажор, последствия которого сейчас тяжело предсказать, – допинговые разоблачения наших спортсменов разных возрастов могут разрушить всю выстроенную систему.

Казахстанский теннисный болельщик уже и забыл, когда в последний раз в сборной играли доморощенные ребята и девчонки. В мужской сборной последним из могикан был Алексей Кедрюк – летом 2009 года экс-первая ракетка Казахстана сыграл с Таиландом. И вот уже без малого пять лет успехи отечественной сборной куют только бывшие россияне. Приглашение в этом году экс-украинца Александра Недовесова лишь подтверждает то, что наши теннисисты не скоро выйдут на корты в матчах Кубка Дэвиса. Та же история и в женской сборной. Татьяна Игнатченко выпала из обоймы в 2008 году, Валентина Старкова – в 2009-м. В те же сроки в команде появилась 15-летняя Зарина Дияс, но стоило ей получить травму и начать  терпеть неудачи, как о талантливой девочке забыли. Недопонимание с обеих сторон привело к тому, что в Федерации тенниса сейчас просто не знают, чем мотивировать отсутствие в сборной теннисистки из первой мировой сотни.

В национальной команде по футболу “натуралы” составляют как минимум ее половину. В августе 2012-го в Алматы состоялся товарищеский матч сборных Казахстана и легионеров. Из состава гастролеров уже четверо либо стали нашими соотечественниками, либо собираются это сделать в ближайшем будущем. В отношении двоих из них – Алдина Джидича и Ненада Эрича – Федерация футбола пошла на беспрецедентный шаг, разрешив заявить их на сезон как казахстанцев, хотя те таковыми пока не являются. Эти футболисты как воздух нужны нашей национальной сборной? Допускаю такую мысль. Однако заветные бирюзовые корочки получили и те, кто никогда за сборную Казахстана не сыграет, – Андрей Порываев, Игорь Бугаёв, Павел Пласконный, Филипп Рудик и многие-многие-многие другие. Причина такой любви иностранцев к нашей стране и клубов  к этим иностранцам лежит на поверхности – пресловутый лимит на легионеров. Он у нас и так немаленький – семь человек в заявке на матч. Однако клубы и его научились обходить при полном молчании Федерации футбола Казахстана, которая как будто не замечает очевидного. Зачем тогда нужно “правило легионеров”, если люди, которые его ввели, не обращают внимания на его неисполнение? И в чем тогда выражается декларируемая забота о развитии отечественного футбола? В замене доморощенных игроков футболистами из России, Белоруссии и других стран?