Однако не все казахстанские политологи придерживаются такого взгляда. Некоторые ученые уверены в сохранении Москвой прочных позиций в Средней Азии. В частности, известный эксперт, заместитель директора Института востоковедения МОН РК Санат Кушкумбаев считает, что нельзя говорить о резком ослаблении позиций России в регионе. Хотя такой процесс действительно идет, но он начался не с приходом сюда американских войск, а продолжался на протяжении всех последних десяти лет. И изначально "багаж" экономического, политического, культурного, информационного влияния России в Средней Азии был настолько велик, что до сих пор нельзя говорить что Россия отошла на вторые или третьи роли.
В подтверждении своей позиции г-н Кушкумбаев приводит в целом известный, но редко вспоминаемый в последнее время факт: абсолютно доминирующая доля внешнеэкономических контактов большинства среднеазиатских стран СНГ , в том числе и Казахстана, осуществляется непосредственно с Россией или через нее. И хотя с развитием различных трансконтинентальных и региональных транспортных коридоров Россия утратила свою монопольную значимость в транспортной сфере для стран региона, она, тем не менее, остается основным транзитным каналом и коммуникационным узлом.
И хотя в плане инвестиционных возможностей в экономику Казахстана Москва не может конкурировать с Соединенными Штатами, тем не менее транспортной зависимостью региона от России ее влияние здесь не исчерпывается. Казахстанский эксперт обращает внимание на такой фактор, мало заметный в зримой политической жизни, но тем не менее крайне важный как общность менталитетов народов России и Казахстана, схожесть политических и экономических систем двух стран а также на наличие такого важного момента, как лингвистический фактор - важнейшую роль русского языка для всех политических элит региона Средней Азии.
Геополитическая конкуренция с Соединенными Штатами могла бы складываться более зримо в пользу России, если бы та сама четко стремилась к этому. Однако во времена руководства Россией Борисом Ельциным Москва вообще, сосредоточившись на выстраивании отношений с Западом, не имела четкой позиции в отношении всего СГН. Сейчас ситуация несколько меняется, хотя по мнению казахстанского эксперта, еще рано говорить о формировании у Кремля четкой стратегии в отношении южных союзников по СНГ.
Как же быть со стремлением некоторых стран региона, и особенно Узбекистана, к форсированному установлению сотрудничества в военной сфере с США? Г-н Кушкумбаев считает, что это стремление сменить геополитический приоритет с Москвы на Вашингтон вызвано во многом субъективными политическими причинами, но не глубокими стратегическими выгодами. Результативность же этой переориентации будет видна в будущем, но уже сейчас политолог призывает вспомнить известный факт: не раз в истории, в том числе и совсем недавней, установление в том или ином регионе американского военного присутствия не влекло там умиротворения, и даже наоборот катализировало старые конфликты, порождало новые. И сейчас неизвестно, какая модель воздействия американского присутствия "сработает" в Средней Азии.
В этом вопросе можно полностью солидаризироваться с г-ном Кушкумбаевым и отметить, что не смотря на приход западных военных и на разгром талибов и узбекских исламистов в Афганистане в Средней Азии не только не наступило увпокоение, но даже наоборот активизировались некоторые конфликты, как, например, внутриполитический в Киргизии или приграничные споры между Казахстаном и Узбекистаном.
Последние же заявления казахстанских официальных лиц о возможности использования американцами военных аэродромов на территории Казахстана эксперт считает пролоббированными американцами же:
- Прямых выгод от использования казахстанских аэродромов США сейчас не имеют. Если посмотреть на траекторию полетов американской авиации и транспортировки грузов в Афганистан, то видно, что им не обязательно пролетать над территорией Казахстана. Американцам вполне достаточно тех авиабаз, что уже есть у США и партнеров по НАТО в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане. Аэродромы в Луговой, Джамбуле находятся всего в сотне километров от аэродрома в Бишкеке. Те аэродромы что уже используются американцами в центральноазиатских странах не перегружены, так что никакой явной необходимости в казахстанских аэродромах у них не было. Так что для американцев этот шаг лежит в русле усиления их геополитического влияния, - считает политолог.
Чем же это решение было продиктовано со стороны Казахстана? Г-н Кушкумбаев характеризует его как "попытку запрыгнуть в тот "уходящий вагон", куда уже попали соседи по региону", а также и в более лучшем свете предстать перед Западом. Кроме того, возможно, хотя это и не упоминается официально, на казахстанскую позицию по этому вопросу оказали влияние и какие-то экономические стимулы, например, связанные с переговорами по экспорту казахстанской стали в США или с предоставлением какой-то экономической помощи.