Мало просто посадить деревца, нужно суметь их вырастить и сохранить имеющиеся. В условиях ежегодных глобальных пожаров на территории области, в результате которых уничтожаются тысячи гектаров леса, это практически нереально.
В последние годы посадка деревьев – это своеобразная показательная акция. Устраиваются субботники, в ходе которых чиновники разного ранга в сопровождении прессы – на фото-, видеокамеру опускают в землю прутики, поливают, а потом забывают про них. Это очень модно и креативно, создаются аллеи по интересам, по профессии, по социальным статусам и прочим нововведениям. Дальше судьба этих крошечных прутиков складывается по-разному. Какой-то просто затопчут, сломают, съедят коровы и овцы, а какой-то погибнет сам. Выживают единицы.
У нас умудряются даже зимой, в сорокаградусный мороз выкапывать и пересаживать взрослые деревья, если они мешают ремонту или стройке, то же самое происходит в знойную летнюю жару. Понятное дело, что они просто засыхают.
Власти составили пятилетний план по увеличению лесной площади области почти в 5 раз – с 900 до 4 794 гектаров.
– Каждый год будем сажать по несколько миллионов саженцев, – отмечают в областном управлении природных ресурсов.
Всего за пятилетку планируется высадить 56 миллионов деревьев и кустарников разных пород. Из бюджета на эти цели выделяются 978 миллионов тенге. Особое внимание планируется уделить сосновым лесам Бокейординского района. В силу климатических условий самый южный район области подвержен воздействию кочующих барханов и опустыниванию. Если не принимать никаких мер, населенные пункты вместе с людьми могут быть просто засыпаны песком, как это происходит с аулом Сейткали, что недалеко от поселка Орда. Первым проблему барханов поднял еще Джангир хан в XIX веке, именно он создал первое в Казахстане лесничество, посадил сосны, ввел должности лесничих, которые получали образование в специальных учебных заведениях России, и строго наказывал тех, кто вырубал или портил лес. Благодаря последнему хану казахской степи, который славился своей просвещенностью, в какой-то степени удалось остановить движение барханов.
Но нрав пустыни Нарын-кум нисколько не изменился. Барханы продолжают наступать, и человек должен уметь противостоять им. Попытка вырубки леса в этом районе чревата серьезными последствиями для самих, кто это делает и живет в этой местности, однако не все это понимают. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера также вносят свою лепту в ситуацию. В результате возникла острая необходимость возродить бокейординский лес. Остаются пеньки: почему Актау превращается в пустыню
В Уральске планируют высадить порядка 15 миллионов саженцев за 5 лет. Вот только вопрос, где они будут посажены? Как отмечает руководитель эколого-географического общества Уральска Дархан САРИЕВ, в городе идет процесс утери парковых территорий, которые расчленены на арендные и частные земли. При этом он считает, что необходимо как можно быстрее принимать поправки в закон, касающийся правил охраны и ухода за зелеными зонами.
– Экология в ЗКО деградирует из года в год. И, тратя деньги из бюджета только на посадки, проблему не решить. Без принятия закона невозможно будет защитить парки, зеленые зоны утеряются, станет невозможно за ними ухаживать, это деньги в пустоту, – отмечает Дархан Сариев.
При этом лесные пожары, в результате которых только в прошлом году сгорело порядка 4 тысяч гектаров зеленых насаждений, наносят непоправимый урон экологии. И, если лес будет гореть такими темпами, никакие посадки не помогут, считает общественный эколог. Кроме того, деревья вдоль трассы вокруг Уральска в зоне дачных массивов почти начисто вырублены. Дачники массово срубают деревья и пускают их на дрова. Делают они это ночью под покровом темноты, чтобы не попадаться на глаза полиции и не быть оштрафованными.
Специалисты отмечают, что только 50 процентов высаженных деревьев в состоянии прижиться. Отсутствие полива, природно-климатические условия играют здесь первостепенную роль.
Вряд ли кто-то будет поливать миллионы высаженных в ряд саженцев. Ситуация усугубляется еще и тем, что реки высыхают из-за маловодья, а в условиях отсутствия воды рассчитывать особо не на что.
При этом выделяемые деньги на посадку саженцев – колоссальные, но всё дело в эффективном их использовании. Никакой аудит не будет пересчитывать 56 миллионов саженцев и выяснять судьбу каждого. Главное – чтобы деньги не улетели на ветер.
УРАЛЬСК