Властелины кольца

Им объявили, что их населенный пункт входит в состав Ауэзовского района южной столицы. Сообщение пробудило у людей надежду, что теперь их жизнь и быт, которые при тощем поселковом бюджете обросли массой проблем, наконец наладятся.
И действительно - в поселке, впервые за многие годы, начали ремонтировать дороги, затем провели новую телефонную линию.
Выросли цены на дома, в Ак-Булаке один за другим стали открываться небольшие магазинчики… Жизнь, вроде бы, начала обрастать элементами городского комфорта. Но, как известно, за неожиданной радостью часто приходит такое же неожиданное горе. Власти города начали строительство неподалеку от поселка одного из крупнейших объектов - многоуровневой транспортной развязки, так называемого "Северного кольца" - и хорошая жизнь новоявленных горожан кончилась. После закрытия трассы на Ташкент поселок оказался в осаде. Летом - пыль, зимой - непролазная грязь от машин, которые ринулись в обход трассы, по полям. Жители не могут вызвать ни полицию, ни "скорую помощь", ни аварийку. И так продолжается уже третий год подряд…
Предыстория страданий ак-булакцев началась давно, еще в советское время. Уже тогда власти Алматы тревожил рост числа автомобилей, постоянно увеличивавший нагрузку на и без того слабую дорожную сеть.
С приходом рынка крупнейший мегаполис страны поразили те же проблемы, что преследуют любой крупный современный город. Одна из самых сложных и трудноразрешимых проблем - транспортная. Задачей организации нормального дорожного движения, налаживания бесперебойного функционирования транспортных потоков озабочены власти всех крупных городов. Количество машин в мире, и в крупных городах в частности, растет стремительными темпами. Громадные автомобильные пробки на дорогах, парализующие движение на многие часы, стали обыденностью.
Вот и в Алматы за последние годы количество автомобилей возросло в несколько раз. Дорожная сеть города, которая и так не отличалась разветвленностью и качеством, стала испытывать все возрастающие нагрузки. Автомобильные пробки и заторы, особенно на главных транспортных артериях города, стали все чаще просто парализовывать движение машин. А тут еще острая нехватка дорожных развязок, узость автодорог, недостаток перекрестков со светофорами… Все это еще больше осложняло задачу для автовладельца вовремя приехать из пункта "А" в пункт "Б". Следует отметить, что власти города понимают серьезность этой проблемы. Ежегодно обновляются десятки километров дорожной сети, многие улицы переведены на одностороннее движение, расширяются некоторые проспекты, как например, недавно случилось с проспектом Абая, пытаются ограничивать доступ грузового транспорта в центр города… Но автомобилей с каждым годом становится все больше и больше (рост на 12 - 17 тысяч машин в год), что зачастую сводит на нет героические усилия акимата.
Особенно остро проблема нормализации дорожного движения стоит для магистральных транспортных "развязок", в которых сходятся многочисленные городские и пригородные трассы. Алматы, имеющая прямоугольную, так называемую "ленинградскую", планировку улиц, ограничена четырьмя такими главными "развязками", через которые проходит основной поток транспорта. Это - юго-восточный узел, ограниченный улицами Фурманова и проспектом Аль-Фараби и дальше, по проспекту Достык - в сторону Медео; "аэропортовский" путепровод, с выездом в сторону улицы Рыскулова, на аэропорт и в сторону поселка Энергетический; юго-западный транспортный узел, где сходятся улицы Аль-Фараби, Жандосова и Саина, с выходом на пригороды - Калкаман и далее и , наконец, Северное транспортное кольцо: с выходом городских транспортных потоков с улиц Саина и Райымбека - на магистральные дороги в сторону Бишкека, Ташкента и Капчагая.
Именно Северное транспортное кольцо начало несколько лет назад очень беспокоить власти Алматы. Исследования показали, что именно здесь - наивысшая интенсивность движения в городе, а в час пик это кольцо все чаще становилось настоящей ловушкой для сотен машин, попадавших в дорожные пробки. Подсчеты свидетельствовали, что ежесуточная интенсивность движения в этом "нервном узле" города составляет 95 тысяч машин. (Правда, подсчеты велись в 2001 году, сегодня интенсивность движения выросла еще минимум на 10 процентов).
Ситуация с каждым годом осложнялась и, наконец, здесь решили построить новую современную транспортную развязку, обеспечивающую бесперебойное движение транспорта во всех направлениях.
Надо отметить, что подобных объектов в городе (да и в республике) еще не было. Главный инженер института "Промтранспроект", В.Надежнов, который и создавал проект этого великолепного сооружения, рассказывает о нем с нескрываемой гордостью.
"Дорожные ленты этой развязки будут расположены в трех уровнях - рассказывает он. - Это не только позволит автомобилям двигаться по всем направлениям, без светофоров и пробок, на полном ходу, но и архитектурно украсит город. Длина эстакадной части развязки составит 640 метров, с шириной проезжей части 40 метров. Это обеспечит восьмиполосное движение. Длина подземного тоннеля - 90 метров. При строительстве учитывали и сейсмичность района - путепровод должен выдержать землетрясение в 9 баллов.
Сама эстакада будет держаться на 264 буронабивных сваях, диаметром 1,6 метра, сооружаемых с помощью уникальной буровой установки немецкой фирмы "Бауэр". С ее помощью можно не только бурить огромные скважины под сваи, но и монтировать в них арматурные сердечники и заливать их бетоном. Скорость строительства при этом возрастает в несколько раз.
Для создания этого объекта будет использовано 123 тысяч кубометров сборного и 30 тысяч кубометров монолитного железобетона, 2650 тонн металла. Все материалы для строительства - наши, казахстанские.
Тендер на строительство выиграла известная мостостроительная компания ОАО "Трансстроймост". Она сегодня, пожалуй, осталась единственной в стране организацией, которой по плечу такие крупные объекты. Срок строительство определен в 40 месяцев и летом 2001 года рабочие компании взялись за дело.
Поначалу все шло хорошо. Мостостроители из Капчагая трудились на объекте ударно, порой круглосуточно. Уже через полгода начали вырисовываться контуры циклопического сооружения. Конечно, такое огромное строительство внесло немало сложностей в повседневную жизнь жителей близлежащих домов и поселков. Так как магистральные дороги были закрыты, машины направлялись в объезд, в том числе и через дворы домов, разнося всюду грязь и пыль. Но жители терпели, видя, что строительство идет высокими темпами и, надеясь, что скоро их муки закончатся.
Но вскоре акимат города, который, через свой Департамент благоустройства является заказчиком, перестал платить строителям деньги. Последние еще некоторое время по инерции продолжали работы, финансируя работы из своего бюджета, надеясь, что акимат выполнит свои обязательства. Но так как от заказчика были слышны только обещания, а строить объект, стоимостью около 4 миллиардов тенге, за свои деньги компания не могла, работы на объекте встали.
"Когда паны дерутся - у козаков чубы трясутся" - говорит пословица. Самыми пострадавшими в этой ситуации стали жители района, все глубже утопавшие в грязи. В Ауэзовский акимат и горакимат не прекращался поток писем и обращений с жалобами на невыносимую жизнь, которую создала тысячам людей "стройка века".
По мнению Владимира Надежнова, институт которого и сегодня продолжает вести авторский надзор за строительством кольца-развязки, строители, с учетом их квалификации, могли бы сдать путепровод гораздо раньше, чем 40 месяцев, положенных по нормативу. Если бы было хорошее финансирование.
- Сейчас, когда наступили рыночные отношения, нет никакого резона для строителей затягивать работы, им важно скорее сдать объект и получить свои деньги - рассказывает Владимир Кириллович. - Ни к темпам, ни к качеству строительства у нас претензий не было. Но что поделать, если один месяц работают, а на следующий месяц работы прекращаются? Конечно, с таким рваным графиком объект поневоле превращается в "долгострой"… Но и сейчас, когда до завершения строительства осталось еще один год и три месяца, развязку можно сдать в срок. И я знаю, что строители готовы работать на объекте круглосуточно. Но все упирается в деньги.
В компании "Трансстроймост", куда мы обратились за разъяснением, также подтвердили, что никаких технических и организационных проблем для быстрейшего завершения уникального объекта с их стороны нет. Мостостроители не очень любят распространяться о своих взаимоотношениях с заказчиком, особенно, если он является таким уважаемым государственным органом, как акимат крупнейшего города в стране. Это и понятно - попеняешь на его необязательность, на срыв им финансирования, а вдруг городским чиновникам это не понравится… И тогда - прощай хорошие отношения, и стало быть - доброжелательность при проведении государственных тендеров по строительным проектам. Сегодня подряд на строительство отдан вам, а завтра, если вам "удалось" рассердить заказчика - кто знает?
Акимат - это самый выгодный и самый богатый заказчик, взаимоотношения с ним берегут пуще глаза, именно он - залог будущих масштабных проектов и безбедной жизни предприятия. Объектами, стоимостью в 4 млрд. тенге - не бросаются… Поэтому понятна молчаливая сдержанность мостостроителей, которым акимат Алматы сильно задолжал, но которые терпят и никого не винят.
Руководитель пресс-службы компании, Асель Куланбаева, тщательно подбирая слова, сообщила, что работы на Северном путепроводе компания выполнила на 30 процентов - в полном соответствии с объемом финансирования. Пока строители получили около !.? млрд. тенге. Остальные 70 процентов средств, если они только будут выделены акиматом, придется осваивать в оставшиеся 15 месяцев. И успеть сдать объект в срок еще возможно. Но нужно только одно - нормальное финансирование. Его пока только обещают.
Можно понять и городские власти. Ведь в городе есть и другие, не менее важные, объекты. Новый аэропорт, например, который очень нужен южной столице и сдачу которого пообещали в ближайшие месяцы. Там сейчас работа просто кипит. Тем более, что сейчас - конец года, бюджет города практически исчерпан. Но почему транспортное "кольцо" и люди, которые проживают вокруг него, должны страдать?
Несколько месяцев назад мостостроители, видя безвыходное состояние жителей района, по своей инициативе, оперативно сделали дорожные съезды на развязке в трех направлениях. Теперь машинам открылся путь по улице Раимбека и Саина, и далее - в сторону Капчагайской трассы. Стало немного полегче. Но ташкентское направление все же остается закрытым…
На вопрос истомленных неурядицами жителей района: когда все-таки достроят развязку, строители отвечают: "Когда нам дадут деньги". А на вопрос, когда же будут деньги, представители акимата гордо отмалчиваются. "Властелинам кольца" сейчас не до того…