Владислав Челах духом не падает – адвокат Серик Сарсенов

Владиславу Челаху было предъявлено обвинение по 8 статьям уголовного кодекса Казахстана, а именно: «Убийство двух и более лиц», «Похищение личных вещей», «Похищение секретных документов», «Похищение оружия», «Незаконное ношение оружия», «Повреждение военного имущества», «Дезертирство» и «Незаконное вторжение в чужое жилище». 11 декабря 2012 года суд признал Владислава Челаха виновным в совершении преступлений и приговорил его к пожизненному заключению

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с адвокатом Сериком Сарсеновым, который пять лет назад защищал Владислава Челаха в суде.

- Как обстоят дела у Владислава Челаха сейчас?

- Я во время процесса постоянно говорил Владиславу: «Учись, учись!». он послушался меня - учится, литературу читает. Мне приветы передает через родственников. Я ему еще тогда говорил: «Надейся! Ничего, ты молодой!».  «Надейся и жди! Пройдет пять-десять лет, может, справедливость восторжествует! И все изменится».

- А что, на ваш взгляд, должно измениться?

- Только в случае, если в нашей правовой системе что-то щелкнет, когда комитет по правам человека рассмотрит этот случай. И если комитет удовлетворит нашу жалобу и признает такой факт, что Казахстан нарушил пакт о гражданско-политических правах и лишил права Челаха на судебную защиту, вот только тогда при наличии такого документа, возможно, что-нибудь изменится и пересмотрят дело, и тогда, может быть, по другим статьям его оправдают, а по статьям, в которых он признался («Повреждение военного имущества», «Дезертирство» и «Незаконное вторжение в чужое жилище» и так далее) – смягчат наказание.

- А когда комитет должен рассмотреть эту жалобу?

- Там нет срока рассмотрения. Как правило, подобные жалобы рассматривают в течение трех-четырех лет после их подачи. Уже как раз прошло около трех лет. Пока же у нас в стране с каждым годом правосудие все хуже и хуже. Я предлагал и коммунистической партии, и союзу адвокатов, и коллегии адвокатов, и другим общественным деятелям: «Давайте разберемся с так называемым правосудием в Казахстане»! Проведем форум с конкретными предложениями Президенту!». Но никто не решился, все боятся эту тему затрагивать.

Я глубоко разочарован, и поэтому я плюнул на все. Надоело мне одному с ветреными мельницами воевать! Я устал, было бы мне хотя бы 50 лет, может, был бы еще запал.

- Как, на ваш взгляд, могут ли в этом деле всплыть еще какие-нибудь подробности?

- Я сомневаюсь.

- А родители погибших пограничников продолжают что-то выяснять?

- Родителей запугали! Мать Дениса Рея так запугали! Она же попросила меня: «Давайте, в отношении государства напишем заявление». Я написал убийственное исковое заявление. Я вник в тему. В процессе я же не разбирался с вопросом о виновности государства в гибели всех пограничников. А здесь я столько законов поднял, столько нормативных актов нашел.  Мы с матерью Рея подали иск и на нее с госорганов что, мол, она на смерти сына хочет нажиться… И все, женщина сдалась. А у нее старший сын работает в пограничных войсках. И она говорит: «Давайте отзовем назад заявление». На этом и закончилось. Я ее, конечно, очень понимаю.

- С матерью Челаха Светланой Ващенко продолжаете контактировать?

- Да, она звонила до отъезда в Россию. Дед его звонит, с праздниками поздравляет. Он к внуку на свидание собирается.