Владельцы магазинов и кафе в Темиртау возмущены штрафами за отсутствие масок у посетителей. В то же время продавцов порой избивают за требования надеть маски, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Такие случаи произошли в Темиртау, Караганде, Сарани, Нур-Султане. Марина, владелица одного из темиртауских магазинов, рассказала, что покупатель накинулся на ее продавца после просьбы надеть маску. В итоге продавцу понадобилась медицинская помощь. Сейчас дело рассматривается в суде.
"Сегодня я сама целый день попыталась заставлять людей надевать маски. И было множество конфликтных ситуаций, которые также могли закончиться побоями. Это глобальная проблема - кто, за кого отвечает. В то же время мобильные группы ходят и постоянно кошмарят предпринимателей. Нас скоро поубивают, а мы еще и платим штрафы по 680 тысяч!", - говорит Марина.
Владелица кафе "Городок" Екатерина Богданова тоже подала иск в суд. Оспаривает штраф в 680 тысяч тенге. В конце декабря в кафе пришла мобильная группа и составила в отношении нее протокол за то, что несколько гостей ее заведения были на танцполе без масок. По словам Екатерины, незадолго до этого в кафе останавливали музыку и в микрофон просили всех надеть маски. Мало того, раздавали маски бесплатно.
"Мониторинговые группы проверяют нас не практически, а каждый день. Это очень тяжело, - считает Екатерина. - И приходят уже с настроем нас оштрафовать, делают из нас злодеев. Несмотря на то, что мы соблюдаем все меры предосторожности, выполняем, что требуют и даже то, что не требуют. Посетителям, у которых нет масок, мы раздаем бесплатно. Но слушаются не все. Почему я должна платить за этих людей штраф? Мы сейчас вообще ничего не зарабатываем, и еще вот эти неподъемные штрафы. Даже если и присудят мне этот штраф, чем платить, я не знаю. Денег совершенно нет".
В Темиртауском городском управлении санитарно-эпидемиологического контроля пояснили, что их специалист выезжает на проверку после экстренного извещения мониторинговой группы. А в нем нарушителем было указано именно кафе, а не его клиенты.
"Было разъяснено ИП, администратору, что при нарушении масочного режима посетителями должны были вызвать 102 или мониторинговую группу, и указать, что нарушается масочный режим физлицами, посетителями. За то, что они не обеспечили масочный режим на объекте, составили протокол," – добавили санэпидемиологи.
В Департаменте санитарно-эпидемиологического контроля Карагандинской области разъяснили: "касательно требований к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией (торговых рынков) на период введения ограничительных мероприятий поясняем, администрация объекта и ответственные лица следят за обязательным ношением масок посетителями, работниками, а также за соблюдением социальной дистанции. Также ответственность за соблюдением карантинных мероприятий и усиления дезинфекционного режима, с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции несет собственник организации и руководитель".
Добавили, что в случаях несоблюдения режима ношения масок гражданами, каждый факт нарушения рассматривается индивидуально и к административной ответственности привлекается физическое лицо, допустившее нарушение.
В Национальной палате предпринимателей "Атамекен" считают, что все же случаются перегибы со стороны мониторинговых групп. Ведь статья 425 КоАП, по которой и наказывают за нарушение карантина, трактуется не всегда однозначно. После массы жалоб НПП обращалась в Минздрав, и тот выразил официальную позицию: каждый отвечает за себя. Если продавец не носит маску, надо наказывать продавца, если покупатель - покупателя, а вот если магазин не обеспечил свой персонал масками – тогда пусть штрафуют владельца.
"Мы настаиваем, что продавец не должен заставлять, вынуждать покупателя надевать маску, - считает заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Шынгыс Темир. - Если пришел покупатель, который не желает, нужно его быстро обслужить и выпроводить восвояси. Потому что в отношении продавца могут быть предприняты другие противоправные действия со стороны вот таких покупателей. Мы считаем, что каждый должен нести ответственность за свои действия самостоятельно. Мы показали это разъяснение Минздрава всем сотрудникам полиции либо акимата, но некоторые из них все таки считают, что продавцы где-то должны были настоять на своем. Это не всегда правильно. По таким делам мы принимаем участие в судах".