– Можно ли назвать депрессией любое плохое настроение?
– Когда встречаешься в жизни с какими-то неурядицами, неприятностями, то настроение, естественно, падает. Но отнюдь не всегда это перерастает в депрессию. По статистике таковых около 33 процентов населения. Если, скажем, человек потерял близкого или стал жертвой преступления, стихийного бедствия, то посттравматическое стрессовое расстройство, которое может породить депрессию, – это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
Но есть и иные ситуации. К примеру, когда человек узнает, что у него рак, каждый испытывает шок, переживает, однако по статистике только у 25 процентов людей возникает депрессия. Или закрывается завод, и более 100 рабочих оказываются на улице – далеко не у всех разовьется депрессивное состояние. Вспомните 90-е годы, когда масса предприятий закрывалась. Но многие сумели выстоять, справиться. У каждого индивидуальная реакция на стресс.
– Депрессия – диагноз психологический или психиатрический?
– Тут стоит отличать невротические депрессии от эндогенных. Первая может угрожать практически любому вследствие невроза. Проблемы, стрессы, конфликты, различные психологические травмы могут вызвать душевные страдания. Эта проблема больше психологическая. А эндогенная депрессия сопровождает шизофрению и маниакально-депрессивный психоз, которые вызваны внутренними причинами. Это уже поле деятельности психиатрии.
– Когда человек должен задуматься и осознать, что проблема стала несколько больше, чем просто затянувшееся уныние?
– Депрессия – это патологическое эмоциональное состояние с подавленным настроением, которое сопровождается заторможенностью умственных процессов, снижением интереса к жизни, отсутствием чувства удовольствия. Это состояние, когда человека ничто не радует.
Опасность депрессии и в том, что часто она прячется под масками других заболеваний. Человек может испытывать боли в сердце, расстройства со стороны желудка, чувствовать ком в горле или нехватку воздуха, у него может скакать артериальное давление. Все это может быть обусловлено скрытой депрессией. Такие люди, бывает, долго и безуспешно обследуются и лечатся, пока не попадут к специалисту, который будет лечить не тело, а душу.
– Многие заедают плохое настроение чем-нибудь вкусным…
– Есть естественные антидепрессанты: шоколад, бананы, орехи, сыр, где содержится один из гормонов радости – серотонин. Но это не значит, что если съесть тонну шоколада, то депрессия пройдет. Вкусная еда иногда может улучшить настроение, чаще это свойственно женщинам. Но тут есть риск, что переедание приведет к избыточной массе тела.
– Можно ли самому справиться с депрессией?
– В легких случаях можно. Но если запустить, то невротизированное отношение к жизни уже пронизывает все сферы жизни человека, и помочь ему будет трудно. Кроме того, затяжная депрессия приводит к развитию психосоматических заболеваний – например, гипертонии, язвенной болезни желудка. Известно, что онкологические заболевания часто возникают после тяжелой психологической травмы. Если человек испытал стресс, не смог справиться с его последствиями и из-за этого испытал депрессию, чувство безнадежности, отчаяния, вины, обиды или гнева, то это способствует ослаблению иммунитета. У каждого может быть слабое место, предрасположенность к тем или иным болезням, врачам известно, что депрессия способствует утяжелению любого заболевания.
– И все же, есть ли какие-то способы первой помощи самому себе?
– Самое первое – это просто кому-то рассказать о своих проблемах. Не важно кому – близкому человеку или случайному попутчику. Ты озвучил конфликтную ситуацию, и напряжение ослабевает, потому что ты выплеснул эмоции. Ведь если паровой котел не имеет клапана, через который выпускается пар, то рано или поздно он взорвется.
– Есть такие советы: выпустить негативные эмоции наружу с помощью крика, разбив тарелку об стену или постучав по той же стенке кулаком…
– Существует такая формула реакции стресса: бей или беги. Но современному человеку трудно природным способом выплескивать свои эмоции. Иногда полезно бывает сменить обстановку. Хорошо, когда есть увлечение, хобби, это очень надежно защищает.
– Утверждают, депрессия – диагноз только современного человека, а наши предки ею не страдали…
– Еще в середине ХХ века только 7 процентов населения испытывали депрессии, а к концу ХХ века насчитывалось уже 33 процента. Сегодня же тревожные и депрессивные расстройства выходят на лидирующие позиции во всем мире. Как это ни парадоксально, число самоубийств растет там, где повышается уровень жизни.
– Человечество заелось?
– Можно сказать и так. Там, где уровень жизни низкий, где приходится постоянно вести борьбу за выживание, ценность жизни очень высока. Человеку удалось вовремя поесть – он уже счастлив. А тому, кто избалован цивилизацией, трудно поддерживать в организме хороший уровень нейромедиаторов – гормонов радости. Даже если ты чего-то достиг, это не означает, что ты автоматически защищен от неприятностей. Материальное богатство не ведет к гармонии и счастью.
Потому лучше, когда цели связаны с духовным развитием. Человеку нужны цель и смысл, понимание, зачем жить. Если появляется, во что верить, к чему стремиться, тогда с тяготами легче справляться.
Семей