VIP-конный спорт

Помнится, еще в самом начале парада независимостей Борис Ельцин открыл политмоду на большой теннис. Затем последовали лыжи, гольф, футбол, реже, - боулинг на дому. Нужно сказать, список этих видов спорта достаточно узок.
Сегодня речь пойдет о восстановлении знаменитого алматинского ипподрома. В известные времена всеобщего упадка в 90­х годах несладкая доля досталась и ему.
Фактически он превратился в руины и пристанище для местных наркоманов и представителей прочего (мелко)криминального сообщества. Как сказал Нурлан Тлевлесов, генеральный директор АО "Алматинский ипподром", когда шли строительные работы по восстановлению, одних только использованных шприцев вывезли два самосвала. Кроме бродячих собак и наркоманов там больше ничего не было. В начале становления Казахстана племенное коневодство, собственно говоря, как и все остальное в своем большинстве, оказалось в бедственном состоянии. Ипподром же является испытательным полигоном. Вот почему так важно вкладывать средства именно в подобного рода площадки.
Сегодня ситуация изменилась. Единственным выходом для разведения лошадей остается частный сектор. И здесь сохраняется довольно оптимистическая ситуация. Это движение набирает силу. В Казахстане очень много хозяйств, конеферм, конеклубов, которые занимаются племенным разведением лошадей, их селекцией. К примеру, только в окрестностях Алматы таких хозяйств насчитывается порядка двадцати. Южная столица держит лидерство по отношению ко всему Казахстану в деле разведения лошадей благодаря природно-климатическим условиям.
Алматинские условия позволяют развивать, в том числе и английские породы лошадей, как наиболее неприхотливых. В данном случае, вспоминается пример с месторасположением ипподрома в Пятигорске или Ростове благодаря именно природно-климатическим условиям.
Но несколько лет назад ситуация изменилась и с ипподромом: в 2002 году его как банкрота приобрели на аукционе новые хозяева. Учредителями выступили 12 казахстанских жокей-клубов. Кстати, в число учредителей алматинского ипподрома входят такие VIP-персоны, как нынешний и предыдущий премьеры Д. Ахметов и И.Тасмагамбетов, некоторые члены правительства.
Отрадно, что в правительстве реально озабочены проблемами селекции и племенного развития коневодства. Для казахстанских руководителей породистые лошади дороги не на словах, а на деле. Как сказал Нурлан Тлевлесов, членский билет в жокей-клуб Алматинского ипподрома стоит $250 тыс. При этом ни одной копейки из госбюджета не было затрачено. Деньги поступили из частных источников. Более того, Нурлан Тлевлесов сказал, что к коневодству приобщается все больше и больше состоятельных и широко известных людей.
Необходимость вложения инвестиций в восстановления ипподрома была обусловлена реальной потребностью. Вероятно, в Алматы нет более подходящего места, тем более, что на ипподроме уже была сформирована определенная материальная база. Средств на реконструкцию всегда уходит меньше, чем на строительство "с нуля".
Из истории известно, что его построили в 1934 году. Спустя 30 лет сделали реконструкцию и с тех пор государство особо не заботилось о нем. Новые хозяева проводят в прессе широкую пиар-кампанию с подведением некоторых итогов своей деятельности. Хотя при этом они скромно утверждают, что о больших итогах говорить еще рано.
На самом деле поговорить есть о чем. И руководство ипподрома, кстати, поведало довольно интересные, занимательные вещи. Пожалуй, одним из самых "жирных" информационных пятен является участие нового восстановленного ипподрома в большой политике.
Именно на это рассчитывают и даже претендуют нынешние хозяева, утверждая, что верховая езда послужит хорошим имиджевым заделом для внешнеполитического образа Казахстана на мировой арене. В скором времени казахстанский ипподром надеется плавно влиться в мировое конное сообщество. По словам гендиректора ипподрома, это открывает большие перспективы, как в политическом плане, так и в личном.
Судя по тому, кто входит в число учредителей нового ипподрома, и кто обладает членским билетом жокея, на практике убеждаешься, что данное предприятие действительно имеет отношение к большой политике. Но об этом немного ниже.
Учредители ипподрома в качестве гран-при в этом году на скачках выставляют почти полмиллиона долларов ($450 тыс.). Как утверждает руководство ипподрома, это самый крупный приз на всем пространстве СНГ. В прошлогоднем беговом сезоне гран-при было несколько скромнее - всего-навсего 150 тыс. долларов. В качестве сравнения был приведен гран-при, который выставляется в г. Дубаи - $6 млн. Думается, что с такими темпами с какими увеличивается гран-при в Казахстане, мы скоро обгоним Объединенные Арабские Эмираты…
Администрация ипподрома не жалеет денег на высококачественные породы лошадей. Здесь есть и арабские скакуны, и английские чистокровные. Есть также высокопородные лошади, которые были рождены в Казахстане. Давно известно, что тот же арабский скакун стоит дороже "крутого" джипа, хотя сравнение может показаться довольно грубым, ибо это разные материи. Самая дорогая лошадь, которая есть на конюшне, стоит $300 тыс. В среднем ежемесячное содержание одной лошади обходится в $100.
Всего на ипподроме располагается триста конемест, и все они забиты под завязку, как в бывших советских гостиницах - мест нет. На сегодняшний день возникла реальная потребность в увеличении стойла.
В ближайших планах администрации стоит расширение стойла до 500 конемест. Гендиректор ипподрома не стал уточнять цифру, в какую сумму обходится ежегодное содержание ипподрома, он лишь сказал, что расходы равняются $1 млн., в соответствии с грубым подсчетом.
Ипподром вмещает в себя очень большую территорию в черте города в 42 га. Протяженность беговой дорожки составляет 2 км.
Жокей-клуб приобретал коней в Штатах, Великобритании, Франции и Германии. Уже, судя по этому, не говоря про все остальное, становится понятным, что коневодство, тем более высоких мастей, стоит, мягко говоря, немалых средств.
Конный спорт - дело не дешевое - это занятие очень обеспеченных людей. Но и прибыли здесь тоже очень высокие. К примеру, в сфере разведения лошадей в США крутится примерно 20 млрд. долларов. В связи с этим стоимость породистых лошадей в мире год от года идет вверх. Г­н Тлевлесов наполнен большим оптимизмом по поводу развития коневодства в республике.
По словам гендиректора, на ипподроме трудятся одни из самых лучших жокеев и коневодов России. В первую очередь, это может быть связано с благоприятным экономическим климатом. В отличие от России, казахстанское коневодство находится в основном в частных руках. Отсюда образуется и благоприятная среда для развития пород лошадей. По поводу дальнейшего разведения пород, представители ипподрома заявили, что предпочтение будет отдаваться иноходцам по сравнению с рысистыми. "Иноходцы и бегают резвее, и намного популярнее".
К сожалению, на ипподроме не разводят, что называется, чисто казахстанские породы лошадей. Связано это со многими причинами. По мнению Нурлана Тлевлесова, одна из причин заключается в бедности генофонда казахстанских пород. С другой стороны, в качестве утешения сообщили, что в этом году 9 мая на открытии московского ипподрома первое место взяла кобыла (английской породы) по кличке Сауле, выращенная казахстанцами.
В ходе обсуждения темы разведения пород лошадей, всплыла проблема в области страхования. Оказывается, в Казахстане существует пробел в области страхования племенного коневодства, скотоводства и т.д. На сегодняшний день этим видом страхования занялась одна компания, хотя, как сказал Нурлан Тлевлесов, предложений было много. По заявлению представителей страховой компании, сотрудничество ипподрома со страховиками является одним из способов защиты инвестиций конезаводчиков.
Напоследок Нурлан Тлевлесов перефразировал известную цитату, сказав, что уровень развития государства оценивается по тому, как оно относится к старикам и лошадям. Похоже, что к лошадям государство в лице сверхобеспеченных чиновников начало относится хорошо…

Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com