Пожалуй, центральной фигурой в этом действе стал известный шоумен, режиссер и продюсер Нуртас Адамбай. Именно он привлек внимание общественности к скандальному эпизоду и стал одной из самых обсуждаемых фигур казахстанского медиапространства последних дней. Его призыв был услышан, а страницы в соцсетях запестрели комментариями как в поддержку, так и с нотами негодования и возмущения. Стала ли его роль решающей в этом вопросе? Скорее всего, да.
Теперь непосредственно о решении властей. О том, что анимационная картина не пропускается в казахстанский прокат, сообщил министр культуры Даурен Абаев. Глава ведомства при этом подчеркнул, что спускать всех собак на Адамбая – неправильно, отметив, что петицию ЗА запрет подписали 35 тыс. казахстанцев, и что не учитывать настроения общественности было нельзя.
И из этого вытекает следующий момент, который активно обсуждается общественностью: было великое множество петиций по куда более значимым и даже жизненно необходимым вопросам, но внимания и одобрения властей удостоилась именно эта. Почему так?
Идем дальше. Проблема ЛГБТ в том контексте, который развил господин Адамбай и подхватили другие граждане, выглядит чересчур раздутой и излишне надуманной, а тот момент, что секундный поцелуй двух нарисованных персонажей вызвал такую озлобленную и местами нездоровую реакцию – это в какой-то степени немного гротескно и даже странно.
Вообще ЛГБТ-повестка – довольно популярное явление в киноиндустрии последних лет. В каких-то картинах и сериалах ей уделено большое внимание, где-то это прослеживается лишь на третьих и четвертых планах. Тем не менее для одних – это как красная тряпка для быка, другие же относятся к этому спокойно и лояльно, третьи – поддерживают, то есть реакции достаточно полярны. Но как нащупать золотую середину в этом вопросе, чтобы в итоге довольны остались все? Ведь запрещать фильмы пачками, тем более если это качественный продукт – это едва ли выход.
И во всех этих вопросах необходим конструктивный и цивилизованный подход, который и подразумевает разрешение конфликтных и неоднозначных тем в поле светского государства.
Для более детального разбора выше описанных тезисов медиапортал Caravan.kz приводит мнение экспертной среды.
Яна Пучкова, журналист:
«Эта история наглядно показала, насколько сегодня важно зрить в корень проблемы, а не довольствоваться поверхностным шумом. Всегда важно задавать вопрос: «А к чему это все ведет или может привести?», «А нет ли в том или ином деле подлога?». Важно мыслить критически, изучать мнения, взвешивать аргументы. История с мультиком – это поучительный кейс о границах, которые заканчиваются там, где начинаются другие. К сожалению, права и свободы многих были жестко нарушены.
Нуртас Адамбай, как и любой другой человек, имеет свое законное право на мнение. Но другой вопрос в том, как это мнение озвучивается и преподносится. Сегодня он не просто режиссер, а инфлюенсер с аудиторией в более чем 500 000 человек. И это не просто показатель популярности, а ценный ресурс. Мы все наблюдали, как был озвучен откровенный призыв запретить мультфильм, а затем и супергеройскую ленту. В качестве аргументов был приведен подобный опыт в ряде стран, где каноны религии определяют государственный строй. Казахстан же – светская страна, но об этом упомянуто не было.
Нуртас Адамбай верно подметил, что тема детей сакральна для нашего народа. И у многих искренне болит душа за будущие поколения. На это и были сделаны ставки. Была проведена очевидная параллель, что ЛГБТК+ тема – это главный и самый лютый враг наших маленьких граждан. И вдруг куда-то испарились другие проблемы.
Это вторая причина того, почему случился разлад во мнениях. Ведь сегодня от людей, обладающих популярностью, ждут не просто развлекательного контента и высокопарных речей, а ощутимую пользу. Общественность справедливо задалась вопросом о том, почему вдруг домашнее насилие, недостаток образования, убийство животных, варварские традиции и низкий уровень ответственности у взрослых портит наших детей меньше, чем сцена с кротким поцелуем двух женщин? Разве не о насущных проблемах национального масштаба должны говорить люди с аудиторией? Казахстанцы вспомнили, как Нуртас Адамбай играл в ещё одном отечественном фильме, где были ЛГБТ-персонажи
Официального «запрета» мультфильма по факту не оказалось. Есть лишь нюансы в виде отозванного прокатного удостоверения и конфликт интересов, из-за которых мультфильм не появился на больших экранах. Этот прецедент показал, что индустрии нужны новые регуляторы для решения подобных вопросов. Ведь что значит «отменить фильм» или «не пустить его в прокат»? Во-первых, огромные убытки вынуждены претерпевать прокатчики вместе с владельцами кинотеатров. Во-вторых, государственная казна также недополучает десятки миллионов тенге. И если актуальный закон не в состоянии защитить права местных дистрибьюторов, то возникает логичная потребность в смене устаревших правил.
Раздута ли проблема ЛГБТ в этом контексте? Опять же, смотря под каким «соусом» подавать ту или иную тему. Взгляды Нуртаса Адамбая, как мы видим, напрямую отвечают его религиозной принадлежности. Хотя несколько лет назад режиссер открыто говорил о том, что «каждый человек имеет право быть таким, каким он хочет, и это только его выбор». Очевидно, что многое в его понимании мира изменилось.
Да, к великому сожалению и разочарованию, некоторые петиции не удостаиваются должного внимания, и это бич нашего общества, потому что многие думают, что та или иная проблема их не касается и никогда не коснется. Это не так. То, что происходит сегодня – весь этот треш и мрак, бытовое насилие, жестокое обращение с животными, насилие со стороны детей и по отношению к детям – обо всем этом надо говорить. И поэтому хочется, чтобы такие инфлюенсеры, как Нуртас Адамбай, у которых есть влияние и возможность говорить на широкие массы, первично поднимали вопросы об этом, о наболевшем, о том, что уже долгое время не решается. Информационный шум сейчас создать очень легко. Можно сказать, что существуют уже проверенные формулы с кричащими заголовками и острыми темами, которые точно приведут к буму. Но за этим всем кроется самое ужасное – то, что не решен ряд действительно важных проблем. Когда мы научимся отделять зерна от плевел, когда мы поймем приоритетность задач, и когда люди, которые обладают медийностью, весом, также поймут свою значимость, не просто ради просмотров, лайков и охватов - тогда ситуация начнет меняться. По крайней мере хочется на этого надеяться.
Что касается ЛГБТ-повестки в фильмах – на мой взгляд, это не навсегда. Возможно, сейчас мы переживаем пик этого тренда, но вскоре он пойдет на спад, и на смену придет что-то новое. Вспомните, несколько лет назад были популярны фильмы про вампиров, фильмы-катастрофы, слэшеры, но это не значит, что режиссеры снимали лишь кино этих направлений. Что касается полярности взглядов и отношений – это тоже вполне обосновано и объяснимо, потому что все мы имеем разный уровень образования, разное воспитание, мироощущение и вероисповедание.
А запрещать все подряд – невозможно, и мы прекрасно знаем, к чему это приведет. В пример – страны, где запрещена музыка, фильмы, образование, самовыражение, одежда, это все приводит к тому, что человек ощущает себя заложником. Чем больше запретов, тем яснее выражен соблазн их нарушить, съесть тот самый запретный плод».
Мурат Телибеков, общественный деятель:
«Общество меняется. Люди болезненно реагируют на ограничения, затрагивающие личную свободу. Я не видел этот мультфильм. Более того, считаю унизительным для себя уделять внимание и анализировать содержание этой детской безделушки. Меня удивляет бурная реакция взрослых, солидных людей. На мой взгляд, мы имеем перед собой процесс сублимации недовольства. Причин для этого много. И вот этот агломерат человеческих эмоций взорвался от маленькой искры. Инцидент с мультфильмом довел людей до точки кипения. Жизнь становится хуже, а запретов все больше и больше. Теперь вот дошли до мультфильмов. Хотя надо признать, что среди людей, возмущенных запретом мультфильма, очень мало представителей ЛГБТ.
Мне понятны чувства Адамбая. Но сейчас я хочу сказать о другом. На мой взгляд, подобные эксцессы являются частью политтехнологии. Маленькие социальные взрывы, которые высвобождают внутреннюю энергию общества, что позволяет избежать крупных катаклизмов. Не оставляет ощущение спланированности спектакля, в котором каждому участнику определили роль.
Разделяю ли я позицию Адамбая? У меня есть своя собственная позиция, и я не испытываю потребности принимать чужую. Она заключается в следующем. Многое в этой жизни я не приемлю, но это не значит, что я за использование исключительно только грубой силы. К примеру, мне не нравятся мини-юбки, алкоголь на прилавках, татуировки и крашеные волосы у детей. Но я далек от мысли наложить запрет и прибегать к карательным мерам. То же самое можно сказать о представителях ЛГБТ. Среди них немало талантливых и глубоко порядочных людей. Мне приходилось не раз с ними встречаться. Однажды Пьер Карден высказал интересную мысль: «Будучи гомосексуалистом, я никогда этого не скрывал. Тем не менее мне никогда в голову не приходило принимать участие в гей-парадах, размахивать пестрыми флагами, орать во всю глотку о своей нетрадиционности. Это удел глупых и недалеких людей, не способных на большее».
К чему я это говорю. Меня глубоко возмущают попытки грубо навязать обществу свои взгляды. В Казахстане никто не преследует представителей ЛГБТ. Многие из них успешно трудятся практических во всех сферах. И когда я вижу, как настойчиво они пытаются привить детям вкус к нетрадиционной сексуальности, меня охватывают гнев и возмущение. Позвольте людям самим сделать выбор. 37 тысяч против 350: в Казахстане проигнорировали петицию о статусе русского языка, но решили отменить «Базз Лайтера»: обзор казахскоязычной прессы
Возвращаясь к личности Адамбая. На мой взгляд, если бы не участие известного шоумена и не дружная поддержка этой акции практически всеми казахстанскими СМИ, я не испытывал бы сомнений в ее искренности. Но сейчас дело обстоит иначе.
Кстати, обратите внимание на весьма интересный факт. У Нуртаса Адамбая довольно широкая аудитория, ему предоставлена большая «трибуна», есть возможность вещать с государственных рупоров на всю страну. Теперь очень важный вопрос: почему известный шоумен не осмеивает в своих фильмах представителей ЛГБТ? Эффект от этого будет очень большим. Все знают, что при желании он может насмешить огромное количество людей. Почему он этого избегает? В чем причина? Ответа нет.
Я весьма скептично отношусь к подписи 35 тысяч казахстанцев. Уверен, что в случае необходимости эти 35 000 подпишут прямо противоположную петицию. Здесь надо апеллировать не к 35 тысячам подписантов, а приводить более веские доводы. Какие? Прежде всего национальные традиции и обычаи казахского народа, впрочем, не только казахского. К сожалению, наши государственные деятели избегают высказываться на тему ЛГБТ. Понять их можно. В современном мире это могущественная сила. В ее рядах влиятельные политики, медиамагнаты, олигархи, государственные деятели. Никому не хочется портить с ними отношения.
Общество оказалось расколотым на две части: одни против мультфильма, другие – за Адамбая. Было ли это конечной целью задумки? Если да, то она достигнута. Надо признать, что сегодня идет активная пропаганда подобных ценностей во всем мире. Зачем? Почему? Это тема для отдельного разговора.
Почему внимания и одобрения властей удостоилась именно эта, а не десятки и сотни других, более важных и насущных? Потому что так надо. В этом вопросе уже кроется ответ. Если, к примеру, появится петиция по вопросу гуманного отношения к домашним крысам и тараканам, то внимания и одобрения властей будет еще больше.
Если правительство всерьез озабоченно нравственным здоровьем общества, то оно должно поступить иначе. Не прибегая к скандальным запретам, нужно вести активную пропаганду, призывающую людей вести здоровый образ жизни, осуждать иную идеологию. Ни на одном из государственных телеканалов я не видел передачи, которая последовательно отстаивала бы традиционные ценности и подвергала сомнению однополую любовь.
Что касается запретов. Они порой оправданы и присутствуют в любом государстве. Несомненно, все это ущемляет права человека. Обиженный наркоман или любитель сексуальных изращений может заявить о дискриминации. С точки зрения формальной юриспруденции он прав. Но с точки зрения общечеловеческой морали... Поэтому говорить об абсолютной свободе не приходится. Это удел глупых и наивных людей. Если государство идет на запреты, не следует искусственно создавать шумиху. Своими действиями инициаторы этого спектакля, напротив, сформировали хорошую рекламу злополучному мультфильму. Они сделали это по своей наивности?! Глубоко сомневаюсь. Над этой акцией работали специалисты высокого класса».
Ернур Досжанов, журналист:
«Такой шаг, во-первых, противоречит основному закону страны – Конституции. Там четко прописано, что цензура в стране запрещена. Но это почему-то не помешало снять с проката мультфильм. Во-вторых, если заглянуть снова в ту же Конституцию, то там написано: Казахстан – светское государство. Это значит, что оно не должно вмешиваться в религиозные дела, придерживаться принципов толерантности, свободы совести и веротерпимости. Еще одно упущение. Ну, и в-третьих, государство не отвечает за воспитание детей. Тут уже речь идет о Кодексе о браке и семье. Согласно этому документу именно родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка. Какой мультфильм показывать, в какой кружок отдавать и прочее. Получается, по всем фронтам наши власть имущие облажались, чем и вызвали столько негатива в обществе.
Но я бы не сказал, что существенную роль в запрете мультфильма сыграл Нуртас Адамбай. Да, он лидер мнения, которого читают сотни тысяч казахстанцев, если судить по цифрам в соцсетях. Он и заварил всю кашу. Но ведь мультфильм сняли с проката из-за петиции, которая набрала более 30 тысяч подписей, если я не ошибаюсь. Противников запрета набралось бы, как я думаю, гораздо больше. Что касается позиции Адамбая, то я отношусь к ней крайне негативно, но при этом твердо понимаю, что он имеет полное право выражать ее.
Тем не менее я считаю, что доводы и логика господина Адамбая выглядят популистскими и совсем уж бредовыми. Раз такое дело, то почему он не запретит свой собственный фильм «Келинка Сабина»? Там ведь мужчина переодевается в женщину, целуется с другими мужчинами. Чем это не пропаганда ЛГБТ? Но нет, Адамбай настаивает, что ничего такого в содержании нет. Более того он заявляет, что «Келинка Сабина» – фильм про ислам. В каком именно месте, я так и не понял. Помимо этого, раз Адамбай так боится, как он утверждает, пропаганды ЛГБТ, то пусть постарается оградить своих детей от этого. Не нужно лезть к другим. Каждая семья разберется по-своему, что им смотреть, а чего – нельзя.
Что касается представителей ЛГБТ-сообщества – это те же самые граждане, имеющие такие же права. Мы не имеем права осуждать их за выбор. А если уж Нуртас Адамбай и подобные ему люди сильно боятся, что после просмотров некоторых эпизодов или роликов превратятся в геев и лесбиянок, то тут уж извините. Это диагноз. Откажитесь тогда от смартфонов и соцсетей. Там ведь на каждом шагу, как они утверждают, пропаганда ЛГБТ. Переезжайте в какую-либо страну ближнего Востока и живите себе в удовольствие. Но не надо вредить другим. Почему же некоторые люди в мультфильмах видят лишь мультфильм и никаких сексуальных подтекстов не ищут? Все дело ведь в воспитании. Просто надо взяться за своих детей и направлять их в то русло, какое считаете правильным и нужным. Делов-то».