“Видели лежавшие тела и окровавленные камни”: виновных в трагедии в шымкентском роддоме не найдены

Три человека погибли, еще 8 пострадали в результате взрыва у областного перинатального центра № 1 в г. Шымкенте. Из родильного дома эвакуировали более 100 рожениц с детьми.

Здесь рожать нельзя

Видимые следы взрыва пока сохраняются на прилегающей к роддому территории: разрушен гараж, снесена лоджия на 5-м этаже, и в доме на уровне 2-го этажа "красуется" бетонная балка, которая пробила стену.

– На сегодня завалы убраны, свет и воду в дом, рядом с пострадавшей аптекой, мы подали через 3 часа после взрыва. Проложили новую газовую трубу – в ближайшее время завершим опрессовку и подадим газ. Сейчас идет следствие, которое и должно определить виновника произошедшего. Он, по всей видимости, будет оплачивать все ремонтные работы, – проинформировал заместитель акима Енбекшинского района Александр МАЛАХОВ.

Областной перинатальный центр возвращается к нормальной жизни. Заносится оборудование, проводится уборка помещений. Рожениц пока будут принимать в других профильных медицинских учреждениях: в двух перинатальных центрах – в Туркестане и Шымкенте.

– Также у нас есть областная клиническая больница, женщин принимают там. А детей мы принимаем в детской областной больнице в Шымкенте. Во время взрыва у трех женщин были схватки, у них приняли роды в другом перинатальном центре. Дополнительно беременных и детей принимают в больницах Ордабасинского, Сарыагашского районов, – рассказал руководитель управления здравоохранения Туркестанской области Марат ПАШИМОВ.

Как это было

Нескончаемый вой сирен машин скорой помощи и толпы зевак, стоявших напротив узкой улочки, ведущей к роддому, указывали на чрезвычайное происшествие. 21 мая, около 12 дня, у областного перинатального центра раздался взрыв такой силы, что даже в домах через улицу зазвенели стекла и сами собой открылись двери. Облако пыли, которое было видно издалека, накрыло окрестности. Что произошло, что послужило причиной взрыва, есть ли жертвы – точно сказать никто не мог. В толпе раздавались слухи, что взорвалась кислородная станция перинатального центра, и не исключено, что за первым последуют новые взрывы. Атмосфера была настолько напряженной, что, казалось, даже воздух сгустился от ожидания и состояния страха.


Взрыв дома

Надрывно сигналившие скорые с огромным трудом протискивались между людьми и десятками припаркованных на улице машин, пытаясь пробиться ко входу в роддом. Сделать это было невероятно сложно.

Вдоль заборов теснились каталки с роженицами в окружении родственников, просто прохожих, оказывающих посильную помощь в эвакуации. А медсестры вывозили из здания и с территории роддома всё новые каталки...

Здесь же, на дороге, врачи останавливали кареты скорой помощи и размещали в них беременных, женщин после родов и новорожденных младенцев. У медцентра водители частных автомобилей предлагали использовать свои машины в качестве реанимобилей.

В первые минуты после взрыва у перинатального центра царили паника и хаос. И персонал, и пациенты не знали куда бежать и что делать. Однако уже через несколько минут действия медиков приобрели осмысленность и понимание необходимости выводить пациентов роддома из-под удара. Женщин стали экстренно эвакуировать из здания, опасаясь нового взрыва. Весь внутренний двор центра был усеян обломками бетона, а здание межбольничной аптеки по соседству с роддомом представляло собой руины. На вопрос о том, что произошло, медики только пожимали плечами. Молодая испуганная женщина в слезах, лежавшая на каталке, лишь смогла сказать, что раздался взрыв, посыпались стекла – было очень страшно.

Было страшно не только женщинам-пациенткам, но и добровольцам-мужчинам, которые кинулись оказывать помощь. Талгат Омирбеков вместе с группой спортсменов одними из первых оказались в здании роддома.

– Видели лежавшие тела. Окровавленные камни. Страшно. Поднялись на 2-й этаж роддома – это, видимо, была реанимация, увидели новорожденных детей, очень маленьких, по килограмму-полтора, с подключенными кислородными аппаратами и внутривенными системами. Медики быстро снимали катетеры, убирали иглы внутривенного переливания. Спросил: зачем отключаете от кислорода? Но врачи сказали, что сейчас подачи кислорода нет, свет отключили, подключение к системам бесполезно, может быть еще один взрыв, – рассказал экс-депутат городского маслихата Талгат ОМИРБЕКОВ.

Когда рассеялся дым…

Первоначально предполагалось, что взорвалась кислородная станция, которая находится во дворе перинатального центра. Но оказавшись за полицейским ограждением, мы поняли, что станция уцелела: в тени деревьев лежали укрытые от солнца целые кислородные баллоны. А вот здание аптеки, примыкавшей к территории роддома, восстановлению уже не подлежит.

– В результате взрыва произошло частичное обрушение здания на площади 130 кв. м, а также повреждены балкон и окна квартиры расположенного вблизи 5-этажного жилого дома и 11 легковых автомобилей, – позже заявили в ДЧС.

О человеческих жертвах на экстренно собранной пресс-конференции рассказал руководитель облздрава Туркестанской области Марат Пашимов:

– В результате взрыва погибли три человека: охранник 1979 года рождения, рабочий строительной компании 1980 года рождения и новорожденный ребенок, которому было всего 18 суток. От чего именно погибли эти люди, будет известно после судебно-медицинской экспертизы. Восемь человек пострадали: среди них – медсестра, четыре санитарки и двое рабочих, которые проводили Интернет в здание родильного дома. Две санитарки сейчас находятся в реанимации. Всем оказывается необходимая медицинская помощь.


Двор перинатального центра усеян обломками

Помощь будет оказана и семьям погибших, пообещали в акимате. Погибший охранник областного перинатального центра за три месяца до трагедии женился. Сейчас его вдова беременна. Семье пообещали помощь в погашении банковского кредита, а всем пострадавшим – содействие в организации похорон и материальную помощь. Погибший малыш был один из тройни, родившейся чуть более полумесяца назад. К сожалению, накануне трагического происшествия еще один ребенок из тройни скончался.

О причинах не сообщается

По факту взрыва сотрудники полиции начали досудебное расследование по статье “Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть человека”.

Одна из возможных причин ЧП, которая прозвучала, – нахождение в аптеке большого количества перекиси водорода. Еще одной причиной могло стать газовое скопление. Представитель владельца аптеки высказал сомнение в озвученных версиях произошедшей трагедии.

– В субботу никто не работал, в здании людей не было, в 10 часов 40 минут никаких признаков задымления не замечалось. В 11.22 срабатывает сигнализация – датчик разбития стекла, датчик движения, приезжает оперативная группа СОБР, и здесь уже они наблюдают признаки задымления. Начинают эвакуацию, звонят в экстренные службы. А минут через 10 произошел взрыв. Следствие назначит экспертизы, которые должны будут выяснить причины этого пожара.

– Как вам версия со взрывом перекиси водорода?

– Перекись очень вонючая, с едким запахом. При попадании на кожу вызывает ожоги. Здесь работают специалисты, которые прекрасно знают запах перекиси. В пятницу вечером никаких запахов не было. В 20.00 все уехали, техника была выключена. После разборки завалов мы обнаружили уцелевшие 120 литров спирта, который остался целым, несколько канистр из-под перекиси. Может быть, стоит обратить внимание на то, что со стороны гаражей подход к аптеке – почти свободный. Будем ждать результаты экспертиз, – высказал свое мнение представитель владельца аптеки Нуржан ПАКЕЕВ.

Всем пострадавшим жителям, кто обращается к владельцам аптеки, по словам Нуржана, оказывается помощь. Особо акцентируется внимание на то, что это не возмещение убытков, а именно оказание помощи, поскольку возмещение – это признание вины, а виновные в произошедшей трагедии пока не выявлены.

Шымкент