Найдены и осуждены виновные - врачи местных больниц и руководители областных медицинских служб, чья халатность, корысть и пренебрежение своими профессиональными обязанностями привели, по мнению суда, к трагедии. Однако многие в области не согласны с выводами суда, медицинская общественность выдвигает протесты, считая, что врачей в этой сложной ситуации сделали "крайними", а корни проблемы так и не выявлены. Аргументом для них служит зачастую то обстоятельство, что случаи заражения детей ВИЧ, хоть и несравнимо реже, продолжают выявляться.
О проблемах, которые ставит эпидемия ВИЧ/СПИД перед мировым сообществом мы побеседовали с российским ученым-микробиологом, сотрудником научного Центра вирусологии, кандидатом биологических наук Андреем Сикорским, который побывал в Казахстане в рамках научного обмена. Андрей Николаевич давно занимается проблемой ВИЧ/СПИД и упустить такую возможность мы не могли.
- Андрей Николаевич, как вы оценивает перспективы борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИД в Казахстане и других странах СНГ?
- Не хочу показаться "мрачным пророком", но все факты говорят о том, что эпидемия, или, по масштабам ее уже вполне можно назвать пандемией - продолжается во всех странах и никакими традиционными мерами медицинской профилактики ее остановить не удалось. Очень трудная ситуация в России, в Украине. Да и в Казахстане тоже даже официальная медицинская статистика отнюдь не радует.
- А как же обстоит дело с пресловутой вакциной от СПИДа, о которой уже давно говорят медики?
- Это была самая первая мысль, когда мир столкнулся с ВИЧ в 70-х годах прошлого века: разработаем вакцины - и решим проблему. Но до сих пор вакцины, несмотря на колоссальные усилия ученых во всем мире, нет и не предвидится. Мало того, крупнейшие ведущие биотехнологические фирмы понесли огромные убытки, пытаясь разработать эту вакцину и, по сути, свернули исследования в этом направлении еще десять лет назад. Среди них такие ведущие мировые компании, как "British Biotech.", "Upjohn Co.", "American Home Products Corp." и другие. Хотя на такую вакцину есть спрос, оцениваемый в три-четыре миллиарда долларов ежегодно! Никогда еще в истории медицины над одной проблемой не билось столько умов и не было вложено столько денег, но все зря. Ученые натолкнулись на такие препятствия, которые на сегодняшний день для науки оказались непреодолимыми…
- Какие же это препятствия?
- Главное - мы столкнулись с совершенно новой стратегией вируса-паразита человеческого генома. ВИЧ существует в организме человека в двух формах - РНК-вируса и ДНК-провируса. Последний встроен в геном хозяина, и не имеет антигенов, доступных для иммуноглобулинов. Зрелый же вирион покрыт мембраной из вещества хозяина и также недоступен иммуноглобулинам. Более того, уже лет 10 назад установлено, что антитела к ВИЧ очень часто только усиливают инфекцию.
ВИЧ имеет те же механизмы сохранения в геноме, что и другие ретроэлементы (за исключением его способности к репликации). Эти элементы, по разным оценкам, составляют до 10% всей ДНК человеческого организма. Более того, он первичен по отношению к геному, так как ретроэлементы играют основную роль в пластичности генома и в его эволюции. Поэтому использование химиотерапевтических препаратов вызывает многочисленные защитные реакции, лежащие в основе функционирования генома в целом, что внешне проявляется появлением и распространением мутантных форм ВИЧ. То есть "убить" ретровирус можно только вместе с геномом, в который он интегрировался, а значит - только с человеком. К сожалению, как ни горько это говорить, продление жизни такого больного за счет химиотерапии приводит к увеличению инфицированности населения. Скрытность, латентность, длительность развития вируса ВИЧ в организме и его удивительная приспособляемость создают колоссальную проблему его выявления.
Еще с 90-х годов, с работы Шаффера и его коллег известно, что почти треть зараженных ВИЧ не имеют антител. Эти люди вполне могут быть донорами, могут вести свободную половую жизнь, подвергая риску смертельного заражения других. На ВИЧ 1 группы О вообще нет удовлетворительных иммунологических тестов. Наиболее эффективными являются методы молекулярной диагностики ВИЧ, однако они весьма сложны технически и стоят дорого, так что в большинстве стран не являются преобладающими.
- В последнее время все больше говорят о биотерроризме, об использовании болезнетворных микробов и вирусов в военных и террористических действиях. До сих пор живы различные спекуляции на тему того, что ВИЧ/СПИД - это искусственное "создание" неких неведомых могущественных злодеев, разработанное в тайных лабораториях… Насколько обоснованы такие взгляды на проблему?
- Скажу сразу однозначно: ВИЧ не создан в лабораториях, он гораздо старше человека и существовал еще миллиарды лет назад. Эволюция - процесс всеобщий и среди вирусов также миллиарды лет велся жесткий эволюционный отбор, наравне с изменчивостью и приспособляемостью. Сегодня ВИЧ покинул свою прежнюю экологическую "нишу", где он "дремал" тысячи лет. Почему это произошло - до конца мы не знаем. Некоторые считают, что в этом косвенно "виноват" человек, успешно победивший многочисленных представителей так называемых "быстрых" инфекций, например оспы…
Однако сегодня на этом природном биологическом объекте можно манипулировать в научных и других целях. Например, из открытой научной литературы известно, что несколько лет назад в опытах, проводившихся на кроликах и мышах сотрудниками компании Bionetics Research Inc. (США), изучалась возможность взаимодействия ВИЧ с вирусом лейкемии мышей Mu LV. При совместном инфицировании животных обоими вирусами возросло цитопатогенное действие ВИЧ. Данное явление, видимо, обусловлено образованием псевдотипов вируса, содержащих в своем составе геномы обоих вирусов. При репликации таких псевдотипов появляются вирусные частицы, способные инфицировать клетки, лишенные специфичного для ВИЧ рецептора CD4 и обладающие тропизмом вируса лейкемии мышей.
В сходных экспериментах японские исследователи также расширили специфичность вируса. Ими создана мутантная линия ВИЧ, поражающая фибробластоподобные клетки мозговой ткани человека, не несущие CD4 рецептор. Кроме усугубления тяжести инфекционного процесса, наиболее опасным следствием таких экспериментов может стать создание ретровирусов, использующих наследственный механизм передачи. В этом случае вообще никогда не удастся разорвать эпидемическую цепочку. Вирус будет существовать столько, сколько будет существовать реципиентный вид - человечество и умрет вместе с ним.
Гибрид ВИЧ и вируса иммунодефицита обезьян, способный вызывать модельную инфекцию у обезьян, был получен в США с помощью генно-инженерных методов. Ученые из Национального института рака (США) и Гарвардского университета (США) независимо друг от друга создали новые варианты ВИЧ, способные передаваться человеку от некоторых трансгенных мышей, используемых для изучения СПИДа. Эти вирусы, захватывая молекулярные фрагменты других вирусов, приобретают повышенную инфекционность… И это только открытые данные уважаемых научных центров. Но наивно было бы считать, что подобные исследования не ведутся в секретных лабораториях многих государств, и что оттуда может выйти - никто не знает.
К сожалению, нет никаких международных соглашений, ограничивающих эти эксперименты или хотя бы предполагающие международный контроль, который осуществляется в отношении возбудителей особо опасных инфекций - потенциальных агентов биологического оружия. Так что опасность такая есть.
- И что же делать, есть какой-либо выход из этой ситуации?
- Сегодня необходима полная переоценка существующих подходов, используемых для борьбы с пандемией ВИЧ/СПИД. Но беда человечества в том, что мы, как вид, неспособны адекватно оценить опасность, если она реализуется в сравнительно далеком будущем. А эволюционные аспекты пандемии политиками, принимающими решения, сегодня вообще не воспринимаются… Думается, человечеству рано или поздно придется заплатить за это тяжелейшую цену.
На снимке: вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), фото сайта elementy.ru