Вице-министр образования: “Важно учиться, пока еще есть такая возможность, и учиться нужно на чужих ошибках”

Как можно предотвратить подобные ЧП в учебных заведениях? Об этом и о многом другом – в интервью с вице-министром образования и науки РК Бибигуль АСЫЛОВОЙ.

Кровавая трагедия в Казани еще раз обратила внимание всего общества на безопасность детей. Эта история никого не оставила равнодушным, думаю, все мы вынесли из нее урок, – говорит Бибигуль Асылова. – Сразу после ЧП Комитетом национальной безопасности под председательством Карима Масимова было проведено заседание антитеррористического центра. Мы доложили о ситуации в школах, в том числе – в части обеспечения безопасности. В первую очередь, акцентировали внимание на установке камер видеонаблюдения с выходом сразу на центральный пульт управления внутренних дел.

На сегодняшний день все организации образования (7 228 школ и 7 490 детских садов) оснащены видеонаблюдением на 100%. Однако не во всех школах видеокамеры соответствуют утвержденным параметрам. Не соответствуют требованиям 1 519 (21%) камер, подключены к центрам оперативного управления органов внутренних дел – 823 (11,4%). В 1 076 (14,9%) школах имеются тревожные кнопки, 446 (6,4%) в крупных городах заключили договоры с агентствами по обеспечению специализированной охраной.

– Будут ли школы заключать договора с частными охранными фирмами?

– Усилят охрану больше всего в городских школах. Там, где обучается малое количество детей, нецелесообразно внедрять вневедомственную охрану.

18 мая текущего года под председательством министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова было проведено заседание межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних с участием заместителей акимов, курирующих вопросы защиты прав детей в регионах. Регионам даны соответствующие поручения. Сейчас внедряется государственная аттестация организаций образования, в рамках которой особое внимание будет уделяться безопасности обучающихся и самих объектов образования. Поэтому министр указал, что, в первую очередь, необходимо включить нормы по контролю за обеспечением безопасности обучающихся. В мировой практике, в той же Англии или Америке, например, эти критерии стоят на первом месте.

За рубежом обращают внимание именно на безопасность детей как внутри самой школы, так и дома.

В США имеется специальная служба SSD, достаточно крупное структурное подразделение полиции Нью-Йорка, штатная численность которого на сегодняшний день составляет более 5 000 так называемых агентов безопасности, их должности называются School Safety Agents (чаще используется аббревиатура SSA) и 200 полицейских (police officers).

Основная часть сотрудников SSD не имеют полноценного полицейского статуса. Несмотря на это, они носят форму, аналогичную полицейской (отличается лишь цвет рубашки), также SSA наделены практически всеми полицейскими полномочиями: могут производить задержание и доставление в участок, осуществлять личный досмотр, ограничивать подозреваемого в правах. Основная задача сотрудников SSA – обеспечение личной безопасности учащихся и сотрудников муниципальных школ Нью-Йорка, а также охрана их имущества. Агенты обеспечивают пропускной режим на территорию учебного заведения, досмотр учащихся и посетителей на предмет проноса оружия или иных запрещенных предметов на территорию школы. Помимо этого они патрулируют прилегающую к школе территорию с целью предотвращения краж, попыток незаконного проникновения, вандализма и иных противоправных действий. Еще одной задачей SSA является контроль за тем, чтобы к школе и детям не приближались лица, в отношении которых установлен судебный запрет.

На протяжении 2 лет наш министр обращает внимание на решение вопросов по ликвидации надворных туалетов.

Если в 2020 году их было 2 700, то на сегодняшний день осталось 135, к началу нового учебного все они будут ликвидированы. Также к началу учебного года во всех крупных городских школах, где количество учащихся превышает 100 человек, будут предприняты усиленные меры безопасности.

Мир вокруг нас меняется и становится всё более опасным. Это, к сожалению, реальность, хотя и неприятная. Терроризм и так называемые “школьные стрелки” уже давно превратились из призрачной угрозы в реальную. А это значит, что нужно разрабатывать эффективные меры противодействия этой угрозе, не стесняясь заимствовать опыт других стран. Тем более что за рубежом с этой угрозой столкнулись раньше, чем мы. Важно учиться, пока еще есть такая возможность, и учиться нужно на чужих ошибках.

– Формальная обязанность устанавливать камеры, системы контроля управления доступом, турникеты, охранные, противопожарные и эвакуационные системы возложена на учебные заведения, однако реальные возможности ограничены бюджетом. Разве не так?

– Средства на охрану учебных заведений будут выделены из местного бюджета. Каждая школа будет решать этот вопрос индивидуально. К примеру, в Туркестанской области находится более тысячи школ, они уже заявили нам, что денег на обеспечение мер безопасности им не хватит, и просят выделить дополнительные средства. Сейчас у нас формируется трехлетний бюджет. По крайней мере, если регионы нам дадут заявку и поставят эту задачу перед нами, то мы будем инициировать рассмотрение данного вопроса на уровне правительства. Каждый случай будем рассматривать отдельно. Всё зависит от состояния школ. Есть старые, еще советской постройки, там, естественно, ничего не было предусмотрено. В новых тоже учтены не все параметры по мерам безопасности детей. По предварительным данным, чтобы оснастить школы всем необходимым, нужно порядка 300–400 миллионов тенге. Но у нас не так много заложено в бюджете на этот год.

В крупных городских школах на вахте должен находиться не пожилой человек, а специально обученный сотрудник охраны. Охранять учебные заведения должна специализированная компания, имеющая соответствующие опыт и квалификацию.

– А не получится так, что охранные фирмы могут завысить цены за свои услуги в связи с повышенным спросом?

– Всё равно это будет дешевле, чем содержать все услуги вневедомственной охраны. Особенно для небольших школ.

– Не будет же охрана теперь заглядывать в рюкзак каждому школьнику?

– В начале года мы внесли изменения в Закон РК “Об образовании”, в рамках которых получили компетенцию по разработке и утверждению перечня предметов и веществ, запрещенных к вносу, ограниченных для использования в организациях образования и на их территориях. 25 мая министр образования и науки РК утвердил данный перечень. Когда мы готовили этот приказ, то, в первую очередь, надеялись на сознательность родителей. Мы надеемся, что приказ позволит создать безопасную и комфортную среду обучения и окажет содействие в предупреждении и профилактике правонарушений.

В первую очередь, в соответствии с действующим законодательством, ответственность за ребенка до его совершеннолетия возлагается на законных представителей.

Вам известно, что несколько лет назад произошел случай, когда один школьник ручкой проткнул глазное яблоко своему однокласснику. К сожалению, ребенок погиб. Эта история произошла в одной из новых школ города Нур-Султана. Невозможно такие вещи проследить. И во всем обвиняют педагогов. Известный блогер Денис Кривошеев правильно отметил: если в семье будут относиться к педагогу с пренебрежением, не уважать его, то и ребенок, соответственно, будет себя так же вести. У нас некоторые родители ругают и жалуются на педагога. Нужно, чтобы общество воспринимало педагогов как социальную группу с особым статусом: они обучают наших детей – будущих врачей, финансистов и тех же депутатов. Они учат всех нас, и именно от уважения каждого человека, от этого всего зависит отношение наших детей к нам.

АЛМАТЫ