Откровенное выступление председателя Алматинского городского совета ветеранов Вооруженных сил Мэлиса ШАМПИЕВА (на фото) на расширенном совещании в минобороны основательно встряхнуло нынешний генералитет. Офицер запаса вместо положенных пяти минут по регламенту выступал до тех пор, пока не высказал то, что наболело. И министр обороны ни разу его речь не прервал, время от времени делая в своем блокноте пометки.
Требуются кардинальные изменения
После совещания в Астане Мэлис Шампиев в интервью “КАРАВАНУ” рассказал о том, что конкретно ветераны предлагают делать для повышения роли и авторитета Вооруженных сил. А главное – что беспокоит убеленных сединами офицеров “советской закваски” и тех, кто служил в начальный период становления ВС РК.
– Поскольку международный авторитет Казахстана на мировой арене растет год от года, значит, должен повышаться заметно и авторитет наших Вооруженных сил в нашей стране, у нашего народа, – говорит Мэлис Шампиев. – А для этого необходимо кардинально изменить подход к подбору, обучению, воспитанию и распределению выпускников военно-учебных заведений, назначение офицеров на соответствующие должности.
– Мэлис Джуманович, что, на ваш взгляд, там идет не так, как хотелось бы ветеранам? В чем упущения и кто виноват?
– За последнее время военные вузы претерпели множество реформ и реорганизаций, что в конечном итоге не способствовало повышению качества процесса обучения курсантов. Частая смена руководящего состава тоже сказалась отрицательно. За последние 5 лет только в одном Военном институте Сухопутных войск (бывшее АВОКУ) поменялось семь начальников, и профессорско-преподавательский состав там тоже меняется очень часто. В Военном институте Сухопутных войск началась тотальная чистка кадров
Назначения на офицерские должности зачастую производятся без учета опыта и специфики работы, без учета выводов и решений аттестационных и экзаменационных комиссий. Такая практика результата хорошего не принесет.
Необходимо активизировать патриотическую работу со всеми категориями военнослужащих. А начинать ее надо со школы, с начальной военной подготовки. На производстве и в учебных заведениях эта воспитательная работа пока тоже не отвечает сложившейся обстановке и требует немедленного реагирования со стороны властей, совместно с армейским руководством и структурами образования.
– С какими недочетами и недоработками в школах вы столкнулись лично?
– Более 40 процентов преподавателей начальной военной подготовки не служили в армии и не владеют азами службы. Чему они могут научить ребят? Стрелково-спортивная подготовка школьников вообще свернута. Говорят, что даже запрещена. В свое время, если помните, организация ДОСААФ содействовала укреплению обороноспособности страны, готовила специалистов для армии с последующим их применением в народном хозяйстве в качестве водителей, трактористов, сварщиков, связистов. Что имеем сейчас? Мы вроде бы создали такую же структуру, только под названием ВТШ – военно-техническая школа. Но это совершенно разные организации и по смыслу, и по сути, и по задачам. Эти школы стали коммерческими структурами, которые готовят так называемый военно-обученный резерв за деньги.
Заплати 260 тысяч тенге и через 45 суток обучения получи военный билет. Но здесь нет полной прозрачности, куда и для каких целей готовят этот резерв, куда уходят вырученные деньги.
Если посчитать, это же огромные суммы. 15 таких школ сейчас создано в Казахстане, и в каждой за год проходят сотни молодых людей, если не тысячи. Миллиарды тенге куда утекают?
Ненужные структуры в армии – под нож
– Что предлагаете конкретно вы? В чем именно министр обороны вас поддержал и в чем отказал?
– Значительно улучшить дисциплину в армии могут забытые офицерские собрания, суды чести, конкурсный отбор при выдвижении на вышестоящие должности.
Как у нас порой бывает, стоит офицеру немного оступиться, так на него сразу гонения со всех сторон.
Бывает, что уголовные дела заводят, увольняют из армии, не разобравшись, наручники надевают и клеймят позором по принципу “чтоб другим неповадно было”.
Где предупредительно-профилактическая работа с офицерами, которая имела успех в той же Советской армии и первые 10 лет в нашей казахстанской? Почему нарушителей не вызывают на офицерское собрание до того, как упечь его за решетку? Почему об этом напрочь забыли? О чем узнал Кайрат Кожамжаров из письма казахстанского офицера
Почему слабо работают органы военной полиции и не проводят соответствующую профилактическую работу в войсках, а лишь констатируют факты?
Кроме того, сами зачастую нарушают уставной порядок и совершают коррупционные преступления.
Считаю, что значительно повысить роль и авторитет Вооруженных сил может активная пропаганда воинских профессий и специальностей. Необходимо чаще проводить чествования лучших по профессии механика-водителя, оператора-наводчика, связиста, разведчика… используя моральные и материальные стимулы.
Одним из источников материальной поддержки лучших по профессии могут быть денежные средства, высвобождаемые от сокращения в армии ненужных структур.
Под нож решительно всё лишнее и неэффективное. Я задал уважаемому министру обороны вопрос: “Почему в Казахстане не решается так долго вопрос об учреждении хотя бы на ведомственном уровне дней воинских профессий?”. Таких, к примеру, как День танкиста, День артиллериста, День военной медицины?
– Так отмечаются же вроде эти дни в войсках.
– В том-то и дело, что отмечаются как бы вроде. Незаметно то есть. А почему бы не сделать их официальными праздниками? Закрепить приказом министра обороны. Надо делать так, чтобы военнослужащие гордились своей профессией и чтобы люди на "гражданке" тоже об этом знали.
Вот наш ветеранский совет сейчас серьезно готовится к празднованию 100-летнего юбилея Ташкентского высшего танкового командного училища ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск Рыбалко.
17 ноября планируем собрать в Алматы выпускников этого училища и рассказать молодежи о подвигах наших танкистов в годы Великой Отечественной войны. О делах после Победы и проведенных учениях танковых войск в нынешнее время. Программа насыщенная, интересная и поучительная. Помните, как раньше часто говорили: “Никто не забыт – ничто не забыто!”. Так вот, мы рады, что и министр обороны тоже о многом не забыл и нас, ветеранов, в этом поддержал, открыто предложил активизировать работу, более конкретно укреплять взаимодействие со всеми воинскими структурами.
– В чем отказал вам министр?
– Пока ни в чем не отказал. Разговор состоялся заинтересованный. Надеемся, что мы еще послужим верой и правдой своему Отечеству, даже несмотря на то, что годы наши не те. Многим ветеранам сейчас уже за 70… Но порох в пороховницах, как говорится, еще сухой, и бронепоезд на запасном пути стоит (улыбается).
Нашей встрече были рады, за последние 20 лет это, пожалуй, первый откровенный разговор с министром обороны, который состоялся благодаря председателю Центрального совета ветеранов, генералу армии Мухтару Капашевичу Алтынбаеву.
– Мэлис Джуманович, что еще вас волнует как ветерана Вооруженных сил? Знаю, что вы проехали по многим воинским частям и базам, как обстановка в войсках? Как жены влияют на службу своих мужей в армии Казахстана
– Обидно, что нынешние молодые офицеры не держатся за свои звания и должности. Не дорожат своим положением. Не увидел я, к сожалению, и огонька в глазах у личного состава.
– Устали, вероятно, офицеры от проблем.
– Но от чего у них эта вселенская усталость? От мрачных мыслей об организации быта? Остро не хватает чего-то или с дисциплиной проблемы? В этом и пытаемся сейчас разобраться. Независимо. И министру обороны доложить о своих наблюдениях вновь.
АЛМАТЫ