Ветеран рассказал о хитростях казахстанских гаишников

Несколько лет назад в Казахстане решили резко повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения. Но, судя по недавнему задержанию инспекторов полиции в Жамбылской области (по некоторым данным, на одном из рубежей Кордайского района они имели ежедневный доход в 500 тысяч тенге), высокие штрафы лишь способствовали увеличению суммы взяток представителям полиции.

Ветеран транспортной системы Жамбылской области Джексен ТЛЕУОВ не раз поднимал общественно значимые проблемы. На этот раз он решил обратиться к нам с тем, чтобы высказать свое мнение по поводу некоторых норм действующих правил дорожного движения, нарушение которых грозит высокими штрафами.

По мнению Джексена Тлеуова, коррупционным деяниям способствует не только боязнь граждан лишиться денег или прав на вождение, но и условия, которые создаются в Казахстане для участников дорожного движения.

– К примеру, в Жамбылской области практически позабыли о таком полезном знаке, как “Рекомендуемая скорость”, – говорит он. – На трассах, даже на международной дороге Западная Европа – Западный Китай, на многих участках установлены знаки “Ограничение скорости” совместно с указателями предупреждающей группы (“Ремонт дороги”, “Неровная дорога” и так далее). Но ведь в былые годы в таких случаях, как правило, устанавливали рекомендуемые знаки. Это хорошо информирует водителей и не позволяет применять радары сотрудникам патрульных служб. Точно так же в городе Таразе увидеть этот знак сегодня – сродни чуду.

Еще один момент, который смущает ветерана, – это штрафы за невключенный ближний свет фар в населенных пунктах.

– Зачем штрафовать водителя, если он просто забыл включить фары, но при этом является добросовестным участником движения? – спрашивает он. – Неужели нельзя ограничиться предупредительными мерами? Что получается сейчас? Автолюбители очень часто забывают о новом требовании, обращаются на станции техобслуживания, где им кустарным способом устанавливают автоматическое включение фар при зажигании двигателя. Но у этих специалистов-самоучек – минимальный опыт, нет никакого сертификата на товары, где гарантия, что завтра не произойдет самовозгорание машины?

Бывает обратная ситуация – водитель забыл выключить фары, оставив транспорт на долгое время. В результате аккумулятор садится, а потом двигатель невозможно завести.

Ветеран считает правильным решение, что нужно наказывать водителей за разговоры по сотовому телефону во время управления транспортом.

– Но вот пешеходов мы забыли, – говорит он. – А им тоже не мешало бы запретить пользоваться смартфонами при переходе через проезжую часть. Из-за отсутствия профилактических мероприятий среди населения люди забывают о своих обязанностях. Пешеход должен начинать переходить дорогу в положенном месте, убедившись, что его пропускают транспортные средства. У нас же они спокойно идут по “зебре” или где захочется, при этом разговаривая по телефону! Понятно, что прежде всего водители должны соблюдать правила. Но если бы и пешеходы были более бдительными, то наезды на них были бы редкостью.

Джексен Тлеуов благодарен редакции нашей газеты за то, что в одном из выпусков полосы “Парковка” мы подняли тему водворения автомашин на спецстоянку в случае совершения грубых правонарушений со стороны водителя. Но, по его мнению, тут есть нюансы, с которыми сталкиваются сотни граждан.

– Если водитель по какой-либо причине оставил дома или на работе водительское удостоверение, техпаспорт или страховой полис, то на него налагается штраф, а машина водворяется на штрафную стоянку. Даже при уплате штрафа в тот же день машину вы сможете забрать минимум через три дня из-за разных бюрократических проволочек! Напрашивается вопрос: для чего создана единая база данных по водительским удостоверениям, техпаспортам и обязательному страхованию ГПО?

По словам ветерана, сегодня на автомашинах инспекторов установлены портативные компьютеры, где имеется доступ ко всей базе данных. Там можно узнать, какие документы у человека в порядке, а какие нет. В зарубежных странах шоферам вовсе не обязательно иметь документы на транспорт, ведь все можно пробить через электронку.

– Видимо, многие наши инспектора до сих пор не знают, как вообще пользоваться подобными программами. Тогда непонятно, для чего создавалась такая единая база данных, – негодует ветеран.

Он хотел бы, чтобы на эти и другие проблемы обратили внимание представители МВД РК, чтобы пересмотреть действующие порядки и инициировать поправки в законодательство.

– Тогда мы станем ближе к современным мировым стандартам, – уверен собеседник “КАРАВАНА”.

Тараз