Весьма обескуражен!

Об этом он заявил на прошедшем накануне заседании Клуба Института политических решений (КИПР) «Экология и экономическое развитие: как обеспечить баланс интересов?», сообщает Zakon.kz.

«Я сейчас говорю как бывший проектировщик. Честно говоря, я сильно обескуражен. А на чем будет держаться этот проект? Почему из других мест люди полетят сюда? Почему лететь 3-4 часа окажется интересней и дешевле, чем поехать на тот же Куршевель?», - спросил он.

По его словам, в Казахстане есть несколько таких проектов, куда были вложены деньги. «У нас много таких строек, куда вбуханы деньги, а потом ни сырья, ни сбыта, ни электроэнергии и так далее. Проект Кок-Жайляу непроработан, прежде чем вообще со стороны власти о чем-то говорить, нужно было сделать предварительное ТЭО. Предпроектная документация не выдерживает никакой критики, ее фактически просто нет и нужно рекомендовать надлежащим инстанциям сначала все сделать, повесить себе на сайт, чтобы люди посмотрели и только после этого что-то делать. Я считаю, что в данный переходный период во всех смыслах, не нужно затевать стройку на природе. Пусть власть придет в себя и займется обустройством той природы, которая есть. Давайте объявим мораторий для этого», - сказал он.

С этим мнением согласился Сергей Куратов. Он привел в пример строительство Шымбулака. «Снесли практически весь плодородный слой почвы, уничтожена практически вся растительность и после этого нас уверяют, что Кок-Жайляу будет делаться таким же способом или более экологически чистым?», - сетует он.

Площадь Кок-Жайляу, по его словам, не позволит реализовать этот проект. «Как на одной тысяче гектаров разместить трассы, которые занимают в 2,5 раза больше площади. Это или проектировщики так неправильно рассчитали, или еще будет захвачена огромная площадь Иле-Алатауского природного парка», - сказал он.

По его мнению те деньги, которые выделяются на проект горнолыжного курорта можно было бы направить на поддержку самого Иле-Алатауского природного парка, превращение его в парк мирового уровня.

Как отметил глава экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов, нет сомнений в том, что нужно развивать туризм, но за несколько тысяч километров из Европы никто не прилетит в Кок-Жайляу, чтобы покататься. По его словам нужно реализовывать другие проекты, к примеру, проект канатной дороги от Алматы до Иссык-Куля.

Совсем иную точку зрения высказал начальник Управления туризма Алматы Бахытжан Жуламанов. «Шымбулак и другие курорты не соответствуют тем стандартам, чтобы привлекать туристов издалека. Там хороший рельеф, климатические условия лучше, чем в Альпах, чем в Сочи, Японии, Китае и Индии. У нас легкий хороший снег, длинный сезон, не использовать это было бы просто глупо. В пределах 3-6-часового полета от Алматы расположены мегаполисы, многонаселенные города и страны, показывающие колоссальный спрос на услуги горнолыжного комплекса в Алматинском регионе, в частности это: Казахстан, Китай, Страны Персидского залива, Азербайджан, Турция, Россия, Украина, Индия, Пакистан и др. Это наши потенциальные клиенты. У нас много преимуществ, в том числе и то, что мы находимся рядом с городом. К примеру, дорога в аэропорт из Сочи составляет 4 часа, из швейцарского «Церматт» - 3 часа, а с «Медеу» до Международного алматинского аэропорта - 30 мин. Очень много плюсов, которые мы должны использовать. Курорты такого размера как Кок-Жайляу - это от 20 тысяч рабочих мест. Будет проходить экологическая экспертиза, с сохранением нормального ландшафта», - сказал он.

Напомним, власти планируют развить горнолыжный туризм в Казахстане и по планам курорт «Кок-Жайлау» станет одним из крупнейших индустриальных инфраструктурных проектов в рамках программы, объявленной Президентом Республики Казахстан.

Реализация проекта планируется в три этапа: подготовка концепции развития горнолыжного туризма и ТЭО (до конца 2012 года), подготовка рабочего проекта после утверждения правительством ТЭО (до конца 2013 года), строительство (2013-2016 годы).

Доступ к курорту предполагается осуществить через гондольную дорогу от «Медеу». Через «Медеу» открывается быстрый доступ к международному аэропорту, что также является преимуществом.

Проект предполагает государственно-частное партнерство. Инвестиции государства составят порядка 700 млн. долларов США (25%). Инвестиции частных инвесторов составят порядка 2.1 млрд. долларов США (75%).

Государственные инвестиции будут направлены в развитие инфраструктуры:

- профилирование склонов;

- подъемники;

- система искусственного оснежения;

- система защиты от лавин;

- муниципальная инфраструктура (дороги, электроснабжение, водоснабжение, канализация).

Частные инвестиции будут инвестированы в коммерческую инфраструктуру:

- отели (3*,4*,5*);

- апартаменты;

- шале;

- коммерческие, развлекательные, спортивные центры.