Вертолеты и над нашими зонами?

Но в мире уже были подобные прецеденты. Первый побег на вертолете был совершен 31 октября 1973 года – из ирландской тюрьмы Маунтджой в Дублине сбежали трое заключенных.

В 2007 году из французской тюрьмы города Люнес на вертолете скрылся Паскаль Пайет, осужденный к 30 годам лишения свободы за убийство во время нападения на инкассаторов. Беглец до сих пор находится в розыске.

В том же 2007 году из бельгийской тюрьмы в городе Лантэн улетел крупный мошенник Эрик Фердинад. Побег организовали двое его товарищей, которые захватили вертолет и угрожали пилотам пистолетом.

А в 2009 году французскую тюрьму на острове Реюньон эффектно покинул глава религиозной секты “Непорочное и страдающее сердце Марии” Жюлиано Вербар, приговоренный к 15 годам заключения за изнасилование несовершеннолетних.

И вот 2 марта 2012 года, по информации следственного комитета РФ, родной брат беглеца и его знакомая арендовали вертолет Ми-2 якобы для прогулочного перелета. Затем угрозами вынудили пилота изменить маршрут и приказали зависнуть над территорией колонии. Там с борта вертолета спустили веревку, по которой беглый зек поднялся на борт, и был таков. Охранники лишь в оцепенении смотрели вслед улетающему вертолету.

Уже вечером беглеца и его сообщников поймали, но неприятный осадок от всей этой истории все-таки остался.

Задавшись вопросом, не послужит ли российский инцидент примером для казахстанских заключенных, мы решили выяснить, как обстоят дела с арендой винтокрылых машин в родном отечестве? Имеются ли у нас компании, организующие полеты для частных лиц? Проверяют ли они своих клиентов перед полетами и если да, то насколько тщательно это делают?

Как выяснилось, в Казахстане на сегодняшний день имеется 7 частных авиакомпаний, которые предлагают клиентам полеты на вертолетах различных типов. Из них постоянно работают только две, расположенные в Алматинской области, а остальные или приостановили свою деятельность по различным причинам, или же только готовятся к открытию. Частные авиакомпании находятся под контролем Комитета гражданской авиации, который в свою очередь подчиняется Министерству транспорта и коммуникаций РК.

Так вот, в настоящее время к услугам желающих вертолеты как вип-типов иностранного производства, так и наследники советской эпохи.

Заказать полет может кто угодно, главное условие – стопроцентная предоплата.

Один час полета на французских 5–6-местных “Еврокоптерах” стоит 300 тысяч тенге, на 3-местном американском “Робинсоне” – всего 190 тысяч тенге. Самую крупную сумму придется выложить за аренду советского Ми-8 – 480 тысяч тенге, он наиболее вместительный, и расход топлива у него самый большой.

По словам сотрудников этих авиафирм, дальность полета составляет около 500 км, но если клиент пожелает, то его могут доставить куда угодно, даже за границу.

Но если дальность полета составит более 500 км, вертолету потребуется дозаправка. Об этом компанию необходимо поставить в известность заранее.

Что касается проверки клиентов, то никаких особых мер предосторожности не практикуют. После заключения договора оформляется страховка на всех, кто желает отправиться в полет, затем клиенты перечисляют оплату, и – пожалуйте в вертолет!

Никаких секьюрити для охраны пилота в полет не берут, места и так мало.

Поэтому стопроцентной гарантии того, что среди обычных клиентов не попадется какой-нибудь субъект с ярко выраженной криминальной ориентацией, не может дать никто.

В любом случае все обстоятельства скандального побега российского заключенного из вологодской колонии руководству казахстанского МВД и спецслужбам, видимо, следует тщательно изучить, с тем чтобы не допустить у нас ничего подобного.