“Приезжие в соцсетях занимаются нытьем”
– Есть желание восстановить на более качественном уровне те приятные сердцу уголки, которые дороги любому актюбинцу, – рассказал аким области на встрече с прессой. – И, более того, тем жилым массивам, что возникли за последние годы, придать современный вид. Дело в том, что урбанистические требования сейчас достаточно серьезные. У нас вообще была проблема (отчасти мы ее решаем) с состоянием наших улиц. Я имею в виду их асфальтовое покрытие.
Но, когда ты делаешь благое дело, в соцсетях появляется комментарий: “Актобе – город только для автомобилистов. Про простых пешеходов не думают”.
Город должен быть достаточно полицентричным, чтобы всё было в шаговой доступности для каждого жителя города. Он вырос в разы, если сравнить с 1991 годом. В 2 раза выросло население, только по официальным данным. С одной стороны, это приятно. И когда кто-то занимается нытьем: “Город такой-сякой”, – коренные жители Актобе так не говорят. При этом я всегда отвечаю: “Слушайте, если он такой плохой, почему вы к нему, как мухи на мед, слетаетесь? Наверное, не самый плохой город на Земле. Значит, что-то вас привлекает сюда из других регионов”.
“Когда человек видит грязь и лужи, он начинает требовать дороги и тротуары”
– Город разросся, параллельно возникло очень много проблем. Это неизбежно. Но он должен соответствовать современным требованиям. Многие жилые массивы не обеспечены инфраструктурой: как инженерной, так и социальной. Многие обращаются ко мне: “Мы получили земельный участок, а до сих пор нет ни газа, ни электричества, ни воды”.
Когда ты решаешь вопрос с газом и электричеством, сразу возникает вопрос улиц и дорог. Это нормально для любого человека. Сейчас ему нужно благоустроенное собственное жилье. Туда должны быть поданы тепло, свет и вода. Как только у себя дома навел порядок, человек начинает смотреть по сторонам. Он видит грязь, лужи и начинает требовать дороги и тротуары. Как только ты наводишь порядок, он сразу потребует: “Где досуг для моих детей? Где мы с семьей можем вечером прогуляться?”. То есть социальная инфраструктура выходит на первый план.
Очень приятно, что сейчас многие родители хотят, чтобы их дети ходили на танцевальные кружки, занимались рисованием или спортом. Многие интересуются робототехникой. А наша задача – отвечать этим требованиям.
И в этом отношении мы как раз и поставим задачу: максимально вернуть город человеку, нашему горожанину. Это – сверхзадача, и, быть может, она будет решена не на нашем веку. Но кто-то ведь должен начать.
“Парадокс: за счет бюджета можно покрасить фасад, а отремонтировать крышу – нет”
– Моя задача – как сохранить, так и приумножить достояние города. Старая архитектура сохранена у нас в Жилгородке, Авиагородке и старой части города. У нас есть единомышленники и неравнодушные горожане. Например, “Казхром” и его президент Арман Есенжулов. И мы их попросили: “Давайте насчет Жилгородка посмотрим. Это ведь традиционный район, где жили заводчане”. И они повернулись лицом к этой проблеме и начали финансировать реорганизацию Жилгородка со своей стороны, мы – со своей. Потому что там все-таки частные строения. Бюджет может финансировать покраску фасада, а ремонт крыши (вот парадокс!) – не имеет права.
Я думаю, вам всем нравится, что получилось в Жилгородке. Многие мои коллеги, аким города, его заместители вкладывали душу. Они молодые люди, им нравится обустраивать город.
“В “Батысе” нужны еще школы”
– В районе “Нур-Сити” планируем построить 2 физкультурно-оздоровительных комплекса (один – с бассейном). Заложили средства на строительство внешкольных учреждений. Представьте себе маму, которая должна отвезти своих детей в “Батыс” на какой-нибудь кружок. Ей 2 часа нужно будет добираться на перекладных. Естественно, таких объектов мы планируем построить немало.
Такая же проблема, как ни странно, и в “Батысе”. В этом году благодаря частному инвестору мы построили частную школу “Билим”. При этом она разгрузила только одну близлежащую школу. Требуются еще учебные заведения.
“Наверное, там родственники акима живут”
– Горожане начали нас (в хорошем смысле слова) теребить, требуя продолжить работу по благоустройству города. Понятное дело – обижаются, но мы же не можем в одночасье заасфальтировать все дворы. “А, наверное, там родственники акима области живут”, – считают некоторые. Или что-то еще в этом роде. Куча домыслов.
Я всегда отвечаю: “В нашей области – 900 000 жителей. И вы все для меня одинаковы. Для меня проблема шалкарского Бозоя, или байганинского Оймауыта, или “Нур-Сити” – они все одинаковые”.
Мы постараемся восстановить и придать новый облик тем местам, что раньше были, и разросшиеся жилые массивы требуют строительства новых объектов.
Кстати, мы поставили достаточно амбициозную задачу по строительству велодорожек – 52 километра хотим проложить. Говорят: зачем тратить деньги на это? Мы хотим, чтобы появилась новая, нормальная культурная среда. Во всем мире многие ездят на работу или учебу именно на велосипеде.
В общественных перевозках тоже произошли определенные изменения. Во-первых, поэтапно внедрили электронное билетирование. Во-вторых, осуществили льготирование проезда для определенных слоев населения. В-третьих, производим субсидирование социально значимых маршрутов.
Когда эти вопросы были сняты, вы увидели новые автобусы. При этом старые перевозчики тоже вытащили из загашников свои новые большие автобусы. Мы ждем прибытия еще одной партии новых автобусов. Если честно, мы замахнулись на 500 единиц, но если мы в реальности еще 250–300 получим, то масса маршрутов “закроется” комфортабельным транспортом. При этом еще добавятся новые маршруты.
АКТОБЕ