9 июля Верховный суд Республики Казахстан поставил точку в нашумевшем деле, отказав в передаче ходатайства о пересмотре решения районного суда № 2 Алмалинского района города Алматы от 7 августа 2023 года и постановления судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда от 12 октября 2023 года. Эти решения оставили в силе, а именно отказ в удовлетворении иска известной антитабачной активистки Джамили Садыковой, которая требовала признать высказывания Светланы Романовской клеветой.
Победу в судебном процессе Светлана Романовская объясняет не только слабой позицией истицы, но и профессиональными действиями своего адвоката Мирфаика Алиева, который с самого начала выбрал наиболее корректную и выигрышную стратегию, что позволило лиге не только защитить себя от неправомерных обвинений, но и сделать процесс в каком-то смысле показательным, продемонстрировав широкой аудитории весьма специфическую картину мира Джамили Садыковой.
Иск о клевете Садыкова подала после обращения Светланы Романовской к правительству – в этом документа Светлана Юрьевна выразила недовольство тем, что обсуждался запрет только на вейпы и альтернативные продукты для курения, но не на традиционные сигареты. Запрос был сделан в интересах потребителей и основывался на их многочисленных обращениях в лигу.
«Я была очень удивлена, когда получила судебный иск. Мне приписали, что я якобы оклеветала Садыкову своим обращением. Но я защищалась, высказывая свою точку зрения и позицию, основанную на обращениях казахстанских потребителей. Сама Садыкова не раз обвиняла меня в своих постах в социальных сетях и интервью СМИ. При этом она не особо выбирает выражения и не стесняется говорить о людях как ей вздумается. Все её посты могли бы стать основанием ответного иска, но я думаю, что правильней фокусироваться на полезной для общества работе, нежели на разбирательствах с ней. Но когда получила иск от нее, я ответила тем же, чётко разъяснив свою позицию», - рассказала Светлана Романовская.
Президент лиги также подчеркнула, что ранее на обсуждениях альтернативных способов курения представителей организации просто отключали и не слушали их аргументы, оставляя на обсуждениях Садыкову. Представители лиги возмущались и пытались подключиться обратно, так как позиция организации проста: не запретить, а зарегулировать.
В лиге также отмечают, что остаётся неясным, как письмо, адресованное в канцелярию премьер-министра и направленное в Министерство здравоохранения, попало к Джамиле Садыковой.
«Я не исключаю, что у нее были какие-то привилегии и особые отношения в Министерстве здравоохранения при бывшем министре. Я рада видеть здоровую тенденцию с приходом Акмарал Альназаровны в это ведомство. Лиге потребителей удалось выстроить конструктивный диалог – наши предложения учитываются во многих аспектах, поскольку основаны на профессиональной экспертизе и реально улучшают качество жизни в стране. В министерстве знают, что только благодаря обратной связи можно понять, что больше всего волнует население. Лучше всего этот фидбек способны донести неправительственные организации, работающие непосредственно с людьми», - отметила Светлана Романовская.
Поражение Джамили Женисовны в суде совпало с серьезными переменами в официальном государственном курсе. Теперь министерство здравоохранения готово прислушиваться к действительно конструктивным предложениям НПО с большим стажем и профессиональной репутацией, а не реагировать на эмоциональные выкрики в СМИ, которыми и славилась г-жа Садыкова.
Национальная лига потребителей (НЛП) активно работает над созданием системы потребительского образования в Казахстане, охватывающей школы, лицеи, колледжи и вузы. Хотя многие молодые люди уже хорошо ориентируются на рынке товаров и услуг, общая потребительская грамотность остаётся недостаточно высокой.
С 1997 года НЛП внедрила специальный курс и методические пособия по потребительским знаниям в частные вузы. Студенты, участвующие в программе, получают практические навыки в юриспруденции, маркетинге и бухгалтерском учёте, защищая права потребителей.
Учебный центр НЛП для преподавателей проводит семинары, обучая около тысячи педагогов с 2001 года. Потребительское образование не стало еще обязательным в школах и вузах Казахстана, но в качестве вариативного предмета преподается уже в 11 вузах страны. НЛП разработала учебные материалы, включая учебник для вузов и методическое пособие для преподавателей.
НЛП стремится создать свои представительства во всех вузах страны, что способствует повышению правового сознания и формированию активной гражданской позиции студентов. Сотрудники и активисты НЛП участвуют в международных образовательных программах, в таких как «Общественный контроль», «Проведение исследований», «Оказание консультационных услуг», «Защита интересов потребителей в государственных органах и судах», а также «Информирование населения о правах потребителей», перенимая лучший мировой опыт.
Грамотный потребитель не только информирован, но и способен экономить семейный бюджет и улучшать качество жизни. В Европе молодежные потребительские движения активно работали уже в начале XX века, добиваясь снижения цен и соблюдения равных прав.
При НЛП успешно работает Академия потребителя. Академия оказывает практическую правовую помощь и разрабатывает рекомендации для предотвращения конфликтов между потребителями и предпринимателями.
«Каждый может вступить в НЛП Казахстана и оказать посильный вклад в улучшение качества жизни народа Казахстана! Присоединяйтесь к 100 000 членов и 29 000 волонтеров Национальной лиги потребителей. Вместе будем лоббировать интересы 20 миллионов потребителей Республики Казахстан!» - отмечает Светлана Романовская.
Необходимо также отметить, что на протяжении более полутора лет Светлана Юрьевна является зампредом Общественной палаты Мажилиса и намерена посредством этой институции еще эффективнее представлять интересы казахстанских потребителей.