Вера в законе

Сегодняшние реалии, по словам главы Агентства по делам религий Кайрата Лама ШАРИФА, требуют регулирования новых правовых норм.

Между тем предусмотренные в законопроекте ограничения некоторые депутаты сочли неразумными и не учитывающими казахстанские реалии. В частности, это касается запрета на проведение религиозных ритуалов в госорганах, правоохранительных структурах, учреждениях образования, здравоохранения, а также в воинских частях. По мнению авторов законопроекта, молящийся на рабочем месте сотрудник не сможет в полной мере справляться со своими прямыми обязанностями. Особенно  если речь идет о врачах и учителях. В случае с госслужащими регулярные молебны могут вызвать недоумение со стороны коллег, которым в определенное время приходится работать за себя и за молящегося.

По словам заместителя председателя Общественной палаты при Мажилисе Парламента Максута НАРИКБАЕВА, он сам читает намаз пять раз в день.

 – Я читаю намаз в своем кабинете. Так завтра что? Доносчики найдутся, обязательно найдутся. На это мы очень способные люди. И будете меня обсуждать и осуждать? Мы сами себе делаем оппозицию по всем направлениям, – высказался он в ходе заседания.

Спорным остается и вопрос о ношении хиджабов. По мнению мажилисменов, это одеяние не соответствует национальным традициям казахского народа.

– Казахи исповедуют ислам, но они имеют свои обычаи и культуру, частью которой является национальная одежда. Никогда казахская женщина не носила хиджаб, это средневековая одежда арабских женщин, – отметил мажилисмен Камал БУРХАНОВ.

Пожалуй, единственное, что не вызвало дебатов в Парламенте, касается деятельности различных религиозных организаций в стране. В новом законе особое место уделено координации и контролю работы различных конфессий, что призвано защитить казахстанцев от религиозного экстремизма.

В нашей стране недостаточно эффективно применяется правовая регламентация миссионерской деятельности, отметил Кайрат Лама Шариф в интервью одному из казахстанских изданий.

Это касается и распространения продукции религиозного характера, и деятельности духовных учебных заведений, и отсутствия однозначных критериев для юридических лиц, обладающих правом заниматься религиозной практикой.

Кайрат Лама Шариф рассказал, что при разработке законопроекта был учтен опыт таких стран, как Россия, Беларусь, Армения, Грузия, Таджикистан, Литва, Испания, и ряда других европейских стран, являющихся светскими государствами. И что для этих стран главным в законе является статус религиозной организации, а не количественный показатель.

В законопроекте определены критерии: местным религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее 50 граждан Казахстана, действующее в пределах одной области.

Кайрат Лама ШАРИФ: – Религиозный фактор становится элементом этнической самоидентификации. К примеру, на вопрос: “Какой религии вы придерживаетесь?” – довольно часто отвечают: “Я – русский, значит, православный”, “Я – казах, значит, мусульманин”. Религия чаще всего понимается не только как мировоззрение, но и как часть культурного наследия и образа жизни человека.

Региональные религиозные объединения будут создаваться по инициативе не менее 500 граждан Республики Казахстан, являющихся членами двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее 250 граждан от каждой из них, которые представляют не менее двух областей.

Республиканским религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее 5000 верующих граждан нашей страны, представляющих все области, города республиканского значения, численностью не менее трехсот в каждой из них, а также имеющее свои структурные подразделения, филиалы и представительства на всей территории республики.

– Многие положения нового законопроекта созвучны предложениям специалистов, давно и тесно занимающихся вопросами религиозных объединений, – сказал в интервью “Каравану” Николай МЕРЗЛЯКОВ, директор общественного объединения “Карагандинский центр религиоведческо-психологическо-правовой консультации”. – Особенно когда речь идет о деструктивном влиянии тех или иных религиозных организаций. Теперь те, кто попытается подрывать духовное и психическое здоровье граждан, будут нести ответственность вплоть до уголовной. Кстати, в Европе куда более строго бдят за религиозными отправлениями людей. Ведь, как известно, если ты отказываешься кормить свою армию, будешь кормить чужую. А священнослужители во все времена – это была армия!

По подсчетам агентства, в Казахстане насчитывается 4551 религиозное объединение. Из них 2815 – исламские, 306 православные, 1283 – протестантские, 118 – католические, 25 – иудейские и буддистские – 4.

Астана