Вера как бизнес?


Дом знахарки видно издалека. В глаза сразу бросаются голубой купол с мусульманским полумесяцем и церковная маковка с православным крестом. Чуть ли не в метре друг от друга. Весь необъятный двор – за железным забором. По периметру – видеокамеры. На воротах вывеска с часами приема...

“Приходишь к целительнице, – рассказали жители местной улицы Попова, – а тебе говорят: здесь можно купить свечку и помолиться. Или взять коврик и почитать намаз. Вот такой сервис “все включено”.

Любопытнее всего, что о новых религиозных сооружениях в акимате узнали в самый последний момент. Знахарка Ольга МАЛАШЕНКО возвела их просто так. Без разрешения управления архитектуры и градостроительства – обязательного по закону! Без согласования с контролирующими органами. Даже без ведома священнослужителей. Похоже, женщина сама себе выдала благословение на стройку.


– Если возводят здание культового назначения, значит, речь о создании религиозного объединения, – дал комментарий начальник отдела по работе с политпартиями и религиозными объединениями областного управления внутренней политики Ерлан ЖАКУПОВ. – К таким объединениям у закона серьезные требования. Они должны пройти регистрацию, это непростая процедура. Само строительство возможно только с разрешения уполномоченного органа. В данном случае ничего этого нет.

Еще категоричнее были местные священнослужители. Как пояснил главный имам Усть-Каменогорска НУРЛАН-КАЖИ, каноны возведения новых храмов выверены тысячелетиями. Земельный участок под будущую мечеть обязательно освящается, построенный храм может быть открыт только духовным лицом. Нарушать этот порядок никому не позволено:

– Новостройка во дворе не имеет никакого отношения к Духовному управлению мусульман.

– Нельзя возвести храм без благословения духовного лица, – заявил епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский АМФИЛОХИЙ. – Никакого отношения к православной епархии данное сооружение не имеет.


Минут десять мы обходили мощный забор целительницы. Пробовали заглянуть во двор, общались с соседями. Когда уже собирались уезжать, на улицу вышла сама хозяйка владений – видно, заметила в камеры наблюдения людей с фотоаппаратом и диктофоном.

– Просто построила, – объяснила она нам свои сооружения. – Может, кто-то захочет помолиться, намаз почитать…

Надо признать, что, судя по тому, как расширяются границы владения Малашенко, какие возводятся строения, дело целительницы идет в гору. И ничего предосудительного вроде нет. Если бизнес легален, налоги оплачиваются, есть необходимые разрешения – почему бы не брать с людей деньги.

Но при чем тут культовые сооружения? Как доказывает жизнь, если бизнес начинают смешивать с религией, возникают самые негативные явления – от сектантства до экстремизма. Неужели местные власти этого не понимают?

Усть-Каменогорск